МиГ-25 — первый в мире серийный самолёт, которому удалось достичь скорости в 3000 км/ч
6 марта 1964 года возвысился в воздух высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения Миг-25, созданием которого занималось ОКБ им. А. В. Микояна совместно с учеными ЦАГИ. Это первый в мире серийный аэроплан, которому удалось достичь рубежа скорости 3000 км/ч.
Разработка самолета началась в 1961 году. Была поставлена задача — создать крылатую машину, способную достигать вящих сверхзвуковых скоростей, соответствующих числам Маха ≈ 3.
Предварительные проработки в ЦАГИ показали целесообразность применения компоновки крыла со сверхзвуковой передней кромкой. Было рекомендовано покрывало умеренного удлинения со стреловидностью по передней кромке примерно 42°, с профилем уменьшенной максимальной толщины и носком очень малого радиуса (с мишенью снижения волнового сопротивления при сверхзвуковых режимах полета). Такая компоновка позволяла также получить приемлемые взлетно-посадочные характеристики, сообщается на сайте ЦАГИ.
В соответствии с порядками полета для двигателей Миг-25 учеными ЦАГИ были разработаны боковые прижаты к туловищу сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники с горизонтальным клином сжатия потока. Все это гораздо улучшило характеристики проектируемого истребителя.
При создании этого самолета впервые в отечественной авиации возникла проблема длительного нагревания поверхности в полете. Температуры торможения при числах Маха ≈ 3 на фронтальных кромках достигали 300-350°С. Для обеспечения требуемых характеристик прочности и ресурса специалисты ОКБ А. В. Микояна создали уникальную конструкцию планера из сделались (80%), титана (8%) и других материалов (12%). В ЦАГИ были проведены соответствующие исследования прочности элементов конструкции в условиях нагрева под поступком аэродинамических нагрузок.
первый в мире серийный самолет, которому удалось достичь рубежа скорости 3000 км/ч
На этом самолете было введено несколько десятков мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе абсолютные. Некоторые из них до сих пор не «избитые», например, выход на динамический потолок, что намного превосходит статическое.
На основе Миг-25 был создан существенно модифицированный вариант самолета Миг-31. Самолеты-перехватчики этого образа в настоящее время не имеют аналогов в мире.
Фото Сергея Чайковского, AviationSpotters.net (http://aviationspotters.net/folders/user_255/user_255_22.jpg)