Новости авиатуризма

Летчик-испытатель Роман Таскаев: МС-21 унаследовал «интеллект» и надёжность самолёта Як-130

n . Новоиспеченный российский пассажирский самолет МС-21 28 мая впервые поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиазавода. Второй пилот, летчик-испытатель ОКБ Яковлева Роман Таскаев — рассказал в интервью, как вела себя машина, спокойно в кабине МС-21 и что воздушный лайнер позаимствовал у своего «младшего брата» — учебно-боевого самолета Як-130. Параметры нового самолета оценивались в ходе первого полета? — Обыкновенно первый полет выполняется без изменения взлетно-посадочной конфигурации, то есть самолет не убирает шасси и закрылки, все стабилизировано. Это типичное ограничение на все воздушные корабля, первый раз поднимаются в небо. Именно поэтому диапазон высот и скоростей в первом полете значительно сокращается. Скорости у нас были ограничены из-за выпущенных шасси — разгонялись до 340 км/ч, Вышина была нужна, чтобы посмотреть, как ее самолет набирает, как снижается. Смотрели также характеристики управляемости самолета — как он реагирует на ручку. В данном случае могу лишь порадоваться за машину — у нее очень хорошие характеристики управляемости. Далее мы проверяли работоспособность гидросистемы, энергоснабжения, насосы, генераторы, работу системы кондиционирования, электрических систем. Курсовертикаль — то агрегат, какой дает нам информацию о крене самолета, его тангаже, курсе. Оценили информационно-управляющее поле кабины, насколько легко летчику в нем ориентироваться во время полета. Если все будет нормально и не будет положительных доработок, то в ближайшее время, думаю, через неделю, мы продолжим испытание и сделаем второй полет, в котором сможем убрать шасси и закрылки и сможем выйти на иные высоты и скорости. — Максимальную скорость и высоту тоже будете проверять? Здесь можно смело говорить, что характеристики, диапазон скоростей и вышин МС-21 такой же, как у его конкурентов — Airbus и Boeing. Они продиктованы самой коммерческой деятельностью самолета — это высоты до 12 км, скорость 0,85 маха (910 км/ч), вес 75-77 тонн, дальность до 5 тысяч километров. Такие параметры специфически для всех коммерческих самолетов такого класса. — Как себя вел МС-21 — хорошо вас слушался? — Роман Петрович, волновались перед полетом? — До того, как садишься в аэроплан, волнение, конечно, есть. — Этот самолет содержит в себе фирменные черты яковлевских самолетов, традиции и стиль ОКБ Яковлева? — На штатских самолетах Яковлева я до сих пор испытаний не проводил. В то время, когда их поднимали в воздух, летал на микояновских истребителях. О преемственности могу сказать только одно: система управления, какая стоит на учебно-боевом самолете Як-130 и делает этот самолет супербезопасным, и МС-21 применяется. Этот «интеллект», эти наработки, которые мы сделали в ходе испытаний Як-130, весьма комфортные, очень здорово управлять такой системой. — Получается, что большой гражданский самолет взял от своего боевого «младшего брата» доля самого лучшего? Можно сказать, МС-21 «вобрал в себя все лучшие наработки ОКБ Яковлева именно по этой части. — В первом полете МС-21 был не одинешенек, а в сопровождении Як-130. Это было сделано для съемки или еще по какой причине? — В первом полете существует вероятность того, что определение параметров вышины и скорости нового воздушного судна будет не совсем корректным. Мы же не знаем, как идет обтекания датчиков в условиях реального полета, правильно ли они функционируют. Это характерно для всех аэропланов. И сами испытания мы начинаем с того, что корректируем правильность показаний, потому что нам необходимо привести характеристики в соответствие с правильными показаниями высоты и скорости, температуры и итого прочего. Поэтому самолет сопровождения мы поднимаем, чтобы посмотреть соответствие с его скоростью и высотой. Кроме того, МС-21 впервые разогнался до такой скорости, первоначальный раз пошел в воздух. Конечно, желательно, чтобы сопровождение наблюдало, как, например, ведут себя колеса самолета, его шасси не отлетели какие-либо лючки. Одно дело — наземные испытания, и совершенно другое — полет. — МС-21 сопровождался в первом полете одним самолетом или все-таки двумя? Один был прилеплен» к нам, для того чтобы выполнять труд, о которой я уже сказал, а второй подстраховывал на всякий случай. Первый «Как» пилотировал летчик-испытатель ОКБ Яковлева Василий Севастьянов, второй — Максим Клевера. — Сколько еще продлятся образцово испытания МС-21? Мы сейчас говорим о программе заводских испытаний, затем будут проводиться сертификационные. Это достаточно большой объем, но его можно будет коротать параллельно с серийным производством самолетов. Например, если необходимо сертифицировать МС-21 на полеты в высокогорье, необязательно делать это в ближайшее время. Весь блок специфических испытаний можно будет сделать запоздалее, а основополагающие испытания (устойчивость, управляемость, аэродинамика) идут уже сейчас. — Почему столько времени прошло между выкаткой самолета и его первым полетом? На аэроплан устанавливают испытательное оборудование, проверяют все цепи, взаимовлияние всех систем. Самое главное — все параметры должны быть записаны на контрольно-записывающую аппаратуру, какая не штатная, а специальная испытательная. До того как самолет улетит, отрабатывают системы, которые предшествуют запуску двигателей, затем сам запуск, затем исподволь увеличивают режим работы двигателя и так далее. — Может быть, вы с Олегом Кононенко уже дали имя новому самолету? Мы хотели, чтобы его имя и бортовой номер бывальщины особенными, перекликались с чем-нибудь, но департамент промышленности без всякой романтики дал нам какой-то бортовой номер, который я до сих пор запомнить не могу. На фото: экипаж МС-21 в первом полете в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева / (с) Минпромторг. Первоначальный полет МС-21:.

Кнопка «Наверх»