«Крымская волна» может принять первых пассажиров уже до конца апреля
После воссоединения Крыма с Россией в интернациональном аэропорту Симферополь произошёл резкий рост пассажиропотока. Если в украинский период в 2013 году воздушные ворота полуострова обслужили 1,2 млн пассажиров, то в 2014 году этот показатель возрос в два раза — до 2,8 млн пассажиров, а с 2015 года аэропорт обслуживает более 5 млн пассажиров в год. В связи с возросшим пассажиропотоком в аэропорту Симферополь наблюдалась заостренная нехватка площадей для комфортного обслуживания пассажиров. В 2015 году провели реконструкцию — расширение действующих терминалов. Однако и этого оказалось недостаточно, потому было принято решение о строительстве в Симферополе нового аэровокзального комплекса. Он был возведён за два года, общий объём инвестиций составил 32 млрд рублей.
Генеральный директор интернационального аэропорта Симферополь Евгений Плаксин в интервью ТАСС рассказал о том, как в условиях санкций на Крымском полуострове с нуля построили новый аэровокзальный комплекс, когда он отворится для пассажиров и сможет ли принимать международные рейсы.
— Сейчас главный вопрос, который интересует жителей и гостей Крыма, — когда новоиспеченный терминал примет первых пассажиров? Уже назначена дата его открытия?
— Конкретную дату пока не называем, ориентируемся на вторую половину апреля… Мы сейчас тестируем терминал, оборудование, коротаем тестовые рейсы — как работают стойки регистрации, системы информации. Когда поймём, что всё хорошо и всё хорошо работает, будем готовы принять первых пассажиров.
— Каким вышел новый терминал, каким он встретит своих гостей? Расскажите о нём.
— Мы в рекордные сроки построили совершенно уникальный для России проект. На возведение дома площадью 78 тыс. кв. метров потребовалось 22 месяца. При этом проект терминала достаточно сложный: здание не имеет постоянной высоты, она колыхается от 25 до 30 метров в разных точках, за счёт этого получается эффект набегающей волны, которую уже именуют «крымская волна». Но это всё извне. Нам важно было построить аэропорт, чтобы он был не только красивым, но и удобным для пассажиров, поэтому мы очень много внимания уделили внутренней логистике и деталям. Удобство и комфорт у нас стояли в приоритете. Надеюсь, что у нас вышло.
В терминале очень много зелени. Наверно, это будет один из самых зелёных терминалов в мире. Фишка терминала — это наличие зелёной стены, какая является самой большой стеной в Европе в закрытых помещениях. 15 метров высота и ширина 110 метров — эта композиция искусственных и живых растений, какие так подобраны друг к другу, что создаётся полное ощущение единства.
— Какие современные технологии будут использованы в новом терминале, насколько он будет инновационным?
— В терминале предусмотрено весьма много технологий, которые в принципе никогда не использовались на полуострове и применяются даже не во всех уголках России.
Начнём со здания. В нём внедрена автоматизированная система управления домом, или, как принято называть её в мире, — BMS (Building Management System). Она полностью позволяет контролировать всю инженерную составляющую нового аэровокзального комплекса — свет, климат, воздухообмен, труд лифтов и эскалаторов. С рабочего места диспетчера можно выключить любую лампочку в терминале, можно настроить систему кондиционирования, вентиляции.
Сейчас век автоматизации, потому в нашем терминале много систем, с которыми пассажир самостоятельно будет вступать в диалог. То есть он сможет самостоятельно регистрироваться на рейс, самостоятельно сдавать вещи, самостоятельно выходить на посадку, чего не было в действующем терминале.
Мы на 100% готовы к работе с электронными посадочными талонами. Как только законодательство позволит, мы внедрим эту технологию. Также в аэропорту покажется полностью автоматизированная система звукового информирования пассажиров, которая объединена с системой визуального информирования. В новом терминале будет около 170 панелей, где пассажиры смогут разузнать расписание, правила перевозки багажа и прохождения контроля. Кресла в залах ожидания будут оборудованы розетками. И, конечно, бесплатный Wi-Fi.
В терминале создана безбарьерная окружение для маломобильного населения — у нас 28 лифтов, 18 эскалаторов.
Абсолютно новая вещь для Крыма — это телескопические трапы. Их просто не было в старом терминале, тут они никогда не эксплуатировались. Телескопические трапы выполнены в самом современном дизайне — space ship, там очень много подсветки. То есть создан определенный «портал», какой настраивает на приятный полёт.
Что касается ближайшего будущего, то мы также планируем внедрение полностью автоматических выходов на посадку, без персонала. При проектировании новоиспеченного аэровокзального комплекса такая возможность была учтена с самого начала.
— Как санкции отразились на строительстве терминала?
— Санкции, как бы это странно ни звучало, бывальщины положительными. Ввиду определённых ограничений нам пришлось креативить. Как оказалось, это было очень нужным трудом и для нас, и для государства в целом. Наш проект в большинстве своем вышел российского производства. Что-то пришлось делать с нуля. Самый яркий пример — багажная система, её изготовили в Подмосковье. До этого более 30 лет, со пор СССР, никто в России не выпускал багажные системы. И сегодня эту систему можно спокойно тиражировать в других аэропортах России, более того, мы сейчас не привязаны к западным производителям по поддержке и обслуживанию данной системы. Она построена по самым жёстким требованиям к авиационной безопасности, то есть мы гарантируем на 100% качественный досмотр вещи пассажира.
— Потери багажа будут исключены?
— Симферополь никогда не славился потерями багажа. У нас один из самых низких процентов в отрасли. Сейчас они не то чтобы выключены, но они будут очень сильно минимизированы, потому что система всё контролирует, на ней можно отследить прохождение багажа в режиме реального времени.
— Кто будет обслуживать новоиспеченный терминал с таким инновационным оборудованием? Увеличится ли число сотрудников аэропорта? Много ли пришлось привлекать людей с материка, с учётом того что бывальщины применены уникальные технологии?
— Увеличение числа персонала, безусловно, будет. В основном создание новых рабочих мест будет связано с эксплуатацией дома аэровокзального комплекса. Площадь нового терминала почти в 4 раза больше действующего, его надо обслуживать. Служба эксплуатации у нас вообще переформатирована и создана фактически наново уже с учётом нового аэропортового комплекса.
Конечно, у нас много специалистов с материковой части России, из других аэропортов, не будем скрывать. Мы и международный эксперимент здесь много применяли, проводили определенное наставничество, тренинги, обучение. Очень много мы вкладываем в персонал, в его развитие.
— Дорого ли будет обслуживать новоиспеченный терминал?
— Установленная в терминале высокая инженерия позволяет минимизировать расходы, поэтому в удельной стоимости затраты на содержание нового терминала на одинешенек квадратный метр будут ниже, чем в действующем.
— Что будет с действующим терминалом?
— Сейчас идёт разработка нескольких концептов. В программу развития транспортного комплекса Крыма привнесён проект по созданию на базе действующего терминального комплекса республиканского автовокзала. Коллеги занимаются этим вопросом, они сейчас просчитывают потоки, финансовую целесообразность развития этого проекта.
Также разрабатывается концепция использования существующего терминала для коммерческих мишеней — например, торговых центров. Спрос на это есть, заинтересованные лица присутствуют. Хочется, чтобы вся эта инфраструктура сохранилась и работала. Я думаю, что действующий терминал будет востребован в товарищем профиле.
— После открытия нового терминала все рейсы одномоментно перейдут туда?
— Да. Это как переехать из квартиры в квартиру: за ночь надо будет скопить наш дружный коллектив, все технологии, всё оборудование и переместить. Но мы очень серьёзно готовимся к этому переезду, я уверен, что всё получится.
— С какими сложностями могут столкнуться пассажиры после перевода всех рейсов в новоиспеченный терминал?
— Здесь я прогнозирую одну большую сложность, которую можно назвать одним словом — привычка. Несмотря на большую информационную кампанию, может быть, какой-то человек по обыкновению всё равно приедет в старый терминал. Мы это предусмотрели — будет работать мобильный транспорт для подстраховки пассажира. Это основной такой фактор риска, но я не размышляю, что он будет долго.
Что касается нового терминала, то для пассажира само местонахождение и перемещение по нёму, я уверен, будет проще и удобнее, чем в действующем. В терминале разработана отличная система навигации, она выполнена настолько интуитивно внятно и понятно, что не надо быть большим специалистом, чтобы всё это осознать.
— В вашем весенне-летнем расписании этого года побит рекорд по числу курсов — их будет 67. Благодаря чему это произошло? Насколько повлиял предстоящий ввод нового терминала?
— Здесь ряд факторов. Прежде всего это маркетинговая труд по привлечению новых перевозчиков. Кроме того, по-прежнему привлекательным остается сам Крым. Многие пассажиры просто хотят посмотреть новый терминал. Это попросту необходимо сделать.
— Какой пассажиропоток вы ожидаете в 2018 году с учётом открытия нового терминала?
— В этом году мы ожидаем пассажиропоток на степени прошлого года. Тенденции хорошие, объём перевозок и в целом по России растёт. Несмотря на то что возобновилось авиасообщение с Турцией, у нас нет уменьшения пассажиропотока, связанного с этим фактором. Это говорит о том, что люди дополнительно стали летать в Крым.
— Прорабатывается ли вопрос открытия пункта пропуска через госграницу в новом терминале?
— Пункт пробела есть и сейчас. Он рассчитан на 820 пассажиров в час и будет полностью оснащён всем необходимым оборудованием. Летом мы его будем готовы ввести в эксплуатацию, физиологически там строительные работы завершены. Но на период отсутствия международных рейсов мы с коллегами договорились о том, чтобы он эксплуатировался по внутренним направлениям. Но при принятии решения о начине международного сообщения мы будем готовы за считаные дни подготовиться и будем рады видеть пассажиров из любых стран.
На международное сообщение с Крымом кушать большая заинтересованность. Исторически в Крыму было достаточно много международных рейсов: летали рейсы в Турцию, Германию, Израиль. Спрос остался, все эти курсы перспективны, пассажир есть, поэтому при наличии правовых возможностей, я уверен, данные рейсы полетят.
— Когда начнётся реконструкция взлётно-посадочной полосы интернационального аэропорта Симферополь?
— Я думаю, что с осени мы начнём реконструкцию взлётно-посадочной полосы длиной 2700 метров, которая не эксплуатировалась с 2002 года. Это даже не реконструкция, а стройка новой ВПП. Длина её будет увеличена на 500 метров по проекту. Она будет оснащена самым современным оборудованием, её ввод сможет исключить заминки рейсов, связанные с таким фактором, как туманы, которые нередки в аэропорту Симферополь.
Также запланировано строительство новой диспетчерской вышки, периметрового ограждения, установка светосигнального оборудования. Итого на эти цели выделено порядка 13 млрд рублей.
При модернизации аэропорта работа ведётся так, чтобы не создавать препятствий в его эксплуатации. Мы не закрываемся, мы все строительные труды ведём без ограничений в работе аэропорта.
— Функция по развитию гражданского сектора севастопольского аэропорта Бельбек была передана международному аэропорту Симферополь. На сегодняшний день какие перспективы у аэропорта в Севастополе?
— В Бельбеке будет выстроен новый терминал. Он будет небольшой, но очень комфортный, оборудованный в соответствии со всеми мировыми стандартами. Предназначаться он будет в основном для рейсов деловой авиации, так как бизнес-потоки в Крым пуще всего связаны именно с побережьем.
Мы планируем начать фазу строительства терминала в 2019 году, а в этом году — проектирование. Сейчас находимся на стадии предпроектных проработок, согласуем генеральные планы и наши планы по стройке с Минобороны РФ, у которого своя программа по реконструкции аэродрома. Мы эти все программы синхронизируем.
Стоимость строительства нового терминала будет определена по итогам проектирования. Он будет стоить, разумеется, дешевле, чем новый терминал в аэропорту. Но и большой аэропорт в Крыму должен быть один — в Симферополе.
Беседовала Татьяна Кузнецова