К очередной годовщине первого полёта Ту-134
55 лет назад — 29 июля 1963 года свершил первый полет опытный ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-124А, который вошел в историю отечественной и мировой авиации под обозначением Ту-134.
Опыт создания и освоения первого отечественного среднемагистрального реактивного пассажирского самолета Ту-104, а также проектирование его убавленной версии — ближнемагистрального Ту-124 позволили ОКБ А. Н.Туполева сделать следующий шаг — перейти к созданию ближнемагистрального самолета, выполненного в соответствии с новой для современной начине 60-х годов компоновочной схеме с двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
29 июля 1963 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, завоёванным летчиком-испытателем СССР А. Д. Калиной совершил первый полет на опытной машине. Начались заводские испытания самолета. С учетом результатов испытаний многоопытного Ту-124А на серийном заводе № 135 в Харькове был построен первый самолет Ту-134 (обозначение Ту-124А в серии) с двигателями Д-20П-125. «Дублер» совершил первый полет 9 сентября 1964 года. В процессе испытаний в июне 1965 года «дублер» принимал участие в авиационной выставке в Ле Бурже во Франции.
26 августа 1967 года аэроплан Ту-134 официально принимается для эксплуатации в ГВФ с пассажирами. 9 сентября 1967 года серийный Ту-134 совершает пассажирский рейс по трассе Москва-Адлер.
На проектирование и стройка опытного самолета Ту-134 было потрачено три года. На доводку и испытания к моменту пассажирских перевозок потрачено четыре года и три месяца.
За первой модификацией отправь улучшенные пассажирские модификации Ту-134А и Ту-134Б, учебные самолеты для ВВС Ту-134Ш и Ту-134УБЛ, а также другие модификации и варианты базовых машин. Всего до момента завершения серийного производства в 1984 году на Харьковском авиазаводе было выстроено 852 экземпляра самолетов типа Ту-134, из которых 134 были поставлены на экспорт в разные соцстраны, а также целый ряд развивающихся стран.
Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция самолета и его летные данные прошли международный контроль. Ту-134 и его модификации получили международные сертификаты летной годности, в том числе и по степени шума на местности.
Ту-134 и его модификации в Аэрофлоте стали «рабочей лошадкой», взяв на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах. По степени шума и вибраций в пассажирском салоне самолеты Ту-134 в советское время были одними из наиболее комфортабельных в Аэрофлоте. Всего на начало 90-х годов парк аэропланов Ту-134 в системе Аэрофлота перевез около 500 млн. пассажиров.
В настоящее время около сотни самолетов Ту-134 различных модификаций продолжают трудиться в воздушном пространстве России, как в гражданских ведомствах, так и в различных структурах вооруженных сил страны