К годовщине первого полёта Ил-76
«Небесный грузовик», «богатырь Илья», аэроплан «сто профессий» — это все о Ил-76. Первый полет этой по-своему уникальной машины состоялся 25 марта 1971 года.
Военно-транспортный Ил-76 создавался в половине 1960-х годов знаменитым конструктором Сергеем Ильюшиным с участием реформатора Воздушно-десантных войск Василия Маргелова.
Новый самолет предназначался для транспортирования и десантирования различных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники с расчетами. Для такого здоровяка» необходим был принципиально новый мощный двигатель. Его создал глава Пермского конструкторского бюро Павел Соловьев. В связи с планами по эксплуатации военно-транспортного самолета на грунтовых аэродромах были разработаны специальные шасси. Грузовой люк самолета имеет довольно сложную створчатую конструкцию, что обеспечивает многоплановость использования бортового пространства самолета.
Для «богатыря Ильи» понадобилось и новое крыло с мощной механизацией. Его совместную разработку вели специалисты ЦКБ Ильюшина и ученые ЦАГИ. В итоге были получены рекордные для самолетов такого класса значение подъемной силы. В аэродинамических трубах института выполнены исследования по отработке аэродинамической компоновки самолета и оптимизации параметров покрывала, выбора рационального расположения горизонтального оперения и гондол двигателей самолета.
25 марта 1971 года Ил-76 совершил свой первый полет с аэродрома на Ходынском поле в Жуковский для прохождения дальнейших испытаний. А уже летом того же года его представили на Парижском авиасалоне в Ле Бурже. За всю историю этого гиганта было введено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета.
Ил-76, выпущен большой серией, и сегодня является одним из самых надежных и выступающих образцов авиационной техники нашей страны. Не так давно ОАО «Ил» приступило к работам по продлению ресурса парка эксплуатируемых самолетов. Специальный стенд ресурсных испытаний натурной конструкции самолета Ил-76 был создан специалистами ЦАГИ.
Кроме того, Ил-76 имеет несколько десятков модификаций, самая популярная среди них — Ил-76МД с повышенной грузоподъемностью и дальностью полета. В начале 2000-х годов на ее базе создана новая версия — Ил-76МД-90А. Изменения в этой модели коснулись как бортового оборудования, систем и двигателя, так и конструкции изделия. В том числе аэроплан имеет принципиально другую конструкцию крыльев.
Свой вклад в создание нового крыла с подвеской двигателя ПС-90А внесли специалисты ЦАГИ — в институте проводятся испытания на статическую прочность, утомление и живучесть конструкции самолета Ил-76 МД-90А. А в 2018 году сотрудники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского провели наземные частотные испытания новейшего российского топливозаправщика Ил-78М-90А — модификации военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. В перспективе он сделается основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации.
Материал предоставлен пресс-службой ЦАГИ.