Истребитель FGFA — как любовный индийский сериал
В заключительнее время новости из Индии по участию индийской стороны в проекте истребителя пятого поколения FGFA (разрабатывается на базе Су-57) напоминают индийские мыльные оперы — нехитрая интрига, неторопливое развитие событий, предсказуемость, немало слов, и слез лирики, но конца и результата не видно.
То Индия выходит из проекта, то остается. Российский истребитель не отвечает пятого поколения, потому что не обладает достаточными характеристиками скрытности, то у него не тот двигатель, то он весьма дорогой, а последняя причина — россияне не хотят передавать хитрым индейцам все критические технологии, которые используются в Су-57. В общем, «гранаты у него не той системы».
И вот 13 июля становится совершенно интересно — глава Минобороны Индии Нирмала Ситхараман прокомментировала решение ведомства в отношении программы FGFA, которое сводится к следующему: вы разрабатывайте аэроплан, тратьте на него свои деньги, а потом, когда-нибудь мы присоединимся к программе.
«Мы передали России, что Индия теперь не является частью этого проекта, но также произнесли россиянам, что они могут продолжать его сами, а мы можем присоединиться к программе на более позднем этапе», — заявила министр.
Разработка FGFA завязалась в 2007 году на базе истребителя ПАК ФА. С российской стороны в ней принимает участие компания «Сухой», с индийской — Hindustan Aeronautics. В рамках первого этапа программы стоимостью 295 миллионов долларов был разработан дизайн индийского истребителя, но после начались разногласия, и проект был фактически заморожен.
Общая стоимость разработки самолета по разным источникам оценивается в 11-12 млрд. долларов. Сюда входит финансирование разработки проекта, стройка необходимой инфраструктуры, создания прототипов, проведения летных и наземных испытаний. Стороны должны были участвовать в проекте в соотношении 50 на 50 процентов, то кушать расходы составили бы 5,5-6 млрд. долларов.
Понятно, что деньги немалые, но и продукт, который должны были бы получить индусы — инновационный. Однако тратиться плачевно, и поэтому придумываются разные причины, чтобы облить грязью российский истребитель. Так в марте этого года в газете Hindustan Times вышла статья, где командование ВВС Индии заявило, что не видает перспектив в Су-57 поскольку его единственное преимущество перед F-22 и F-35 — сверхманевренность, а во всем остальном российский самолет не может с ними сравниться.
Ну, что же, индийские военные не видают перспектив в российском самолете — это их право, но тогда купите у США их истребители пятого поколения, однако Пентагон никогда не собирался и не собирается продавать индусам F-35, тем немало F-22 давно снят с производства. А единственный легкий истребитель четвертого поколения индийской разработки Tejas («Бриллиант»), который начал проектироваться аж в 1983 году, на 2016 год был в количестве 17 единиц.
При этом, Индия эксплуатирует и строит российские истребители Су-30МКИ, десятилетиями проводит тендеры на закупку легких истребителей, покупает российскую авиатехнику, так и европейскую, увеличивая тем самым свои затраты на обслуживание разнотипных самолетов, но сама фактически ничего разработать не может. При том, что ее основной геополитический конкурент в регионе — Китай — самостоятельно ведет разработку и постройку военных самолетов и вполне успешно.
Поэтому FGFA в первую очередь нужен Индии, но не России. Совместный проект FGFA Россию интересует лишь как возможность разделить между странами расходы на разработку и запуск в серию современной боевой машины.
Ну, а об Индии в контексте ее участия в программе FGFA мы, видимо, будем получать еще весьма интересные новости — индийские мыльные оперы (сериалы) могут длиться бесконечно.
Андрей Величко,
16 июля 2018 г.