Новости авиатуризма

Интервью гендиректора РСК МиГ Ильи Тарасенко газете «КоммерсантЪ»

nВ 2016 году российская самолётостроительная корпорация (РСК) МиГ завершила реализацию двух крупных контрактов по черты Минобороны: военные получили палубные истребители МиГ-29К и средние МиГ-29СМТ. О том, что корпорация готова поставить российским и иностранным заказчикам в ближайшие десять лет, какое пункт РСК отведено в военном дивизионе Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) и почему нельзя недооценивать перспективы беспилотных… — Ведётся ли реструктуризация внутренних активов РСК МиГ или лицо корпорации окончательно сформирован? — Де-факто процесс реструктуризации компании был запущен в конце 2009 года — тогда наша команда впервые пришагала в МиГ. Мы, в частности, изменили принципы управления программами, создав дирекцию по координации, которую я тогда возглавил. Это позволило нам перейти на новый уровень создания многофункциональных истребителей и взаимодействия с поставщиками. Сейчас эти процессы утилитарны завершены: мы на финальной стадии реструктуризации в части производства. В 2016 году мы включили в состав корпорации нижегородский авиастроительный завод «Сокол», и с января 2017 года он сделался полностью работать в рамках корпоративной культуры РСК МиГ: там делаем реструктуризацию механического оборудования, сокращаем… Реализуется ряд больших проектов по техническому перевооружению нашей лётно-испытательной базы в Луховицах. Мы завели, наверное, самое лучшее композитное производство, которое есть в авиационной промышленности, запустили новое гальваническое производство. Исходя из всего этого, я полагаю, что запланированные на ближайшие три года финансовые показатели будут достигнуты. — 2016 год мы завершили с выручкой на уровне 56,7 млрд руб. с чистой прибылью 5,6 млрд руб. В 2017 году рассчитываю повысить выручку примерно на 15-17%. Мы ведём существующие проекты, учитывая то, что наше предприятие должно приносить деньги. У нас были поставки импортного оборудования в рамках прошедших федеральных целевых программ, но в данный момент все станки, которые поступают в РСК МиГ, отечественные. — В каком состоянии находится проект турбовинтового аэроплана Ил-114? — Будет развёрнуто серийное производство. Всё зависит от системы продаж, которую организовывает Объединённая авиастроительная корпорация. Программу послепродажного сервисы в части РСК МиГ мы начали разрабатывать уже сейчас. К старту производства машина будет полностью в цифровом формате. Запуск документации будет происходить в КБ Ильюшина, после передаваться в ОКБ Микояна, а дальше идти на наши производственные площадки — это Нижний Новгород и Луховицы, а также к ряду наших смежников, которые участвуют в проекте. Таким манером, загрузка этих площадок происходит по линии взаимодействия внутри ОАК между гражданским и военным дивизионом. Хочу отметить, что обслуживание Ил-114 будет вестись на всем житейском цикле машины. Мы рассчитываем, что будет произведено около 300 самолётов. — Пока мы говорим только о внутреннем заказчике, но, естественно, рассматривается и торговля за границу. Сейчас самое главное — произвести первый опытный самолёт, начать летать, а поставки развернуть уже с 2021 года. — Пора вашего руководства «Гражданскими самолётами Сухого» пришлось на проект SSJ 100 и его продвижение на международном рынке. Этот опыт вам в РСК МиГ пригодился? — Это один-единственный коммерческий продукт гражданской авиации на данный момент. Схемы привлечения финансирования, работы с лизинговыми компаниями, продаж, привлечения зарубежных денежек, trade in — все эти механизмы я пытаюсь применить сейчас в РСК МиГ, хотя военная тематика весьма специфична. — В 2016 году мы поставили военным все корабельные истребители МиГ-29К и истребители МиГ-29СМТ. Также мы завершили длительный контракт 2004 года по поставке корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии, сейчас находимся на этапе реализации наших контрактных обязательств по послепродажному сервису этих самолётов. В рамках программы Make in India мы с нашими партнёрами разворачиваем в Индии ремонтные мощности, создаём там склады запчастей, обеспечиваем минимальный возврат деталей для того, чтобы максимально повысить боеготовность этих аэропланов. — Минобороны РФ будет ещё заказывать корабельные истребители? — Имеющийся сейчас объём МиГ-29К достаточен для эксплуатации на авианесущем крейсере «Адмирал Коваль». — Ваши специалисты привлекались к расследованию причин аварии с истребителем МиГ-29К, произошедшей в Средиземном море после вылета с авианесущего крейсера «Адмирал Коваль»? — Наши специалисты всегда привлекаются в таких ситуациях, чтобы дать свою экспертную оценку. — Военные не хотят восполнить эту утрату, заказав ещё один такой истребитель? — Нет, нам достаточно того, что сейчас существует. Объединённая авиастроительная корпорация получила право на послепродажное сервис самолётов за рубежом. А что касается поставок самолётов, то такое право есть у «Рособоронэкспорта» — этого достаточно, чтобы продвигать нашу продукцию на внешние базары. — На рынке боевой авиации складывается непростая ситуация: Минобороны получило достаточное количество самолётов в рамках действующей госпрограммы вооружения, и это их пока удовлетворяет. То же самое на интернациональных рынках: Алжир, Индия, Египет предпочитают модернизировать технику, просто продлевая её жизненный цикл. Как будете продвигать свою продукцию? — Всем военно-воздушным мочам требуется лёгкий и средний самолёт в том классе, в котором находятся наши МиГ-29М/М2 и МиГ-35. Срок службы самолёта в какой-то момент подходит к крышке. Сейчас по ряду стран происходит плановая замена самолётов. Например, мы сейчас активно общаемся с Казахстаном, также продолжаем участвовать в тендерах в Индии. Наши аэропланы представлены в 56 странах мира, при этом в некоторых государствах они являются основной боевой единицей. Когда мы предлагаем наш самолёт, мы предлагаем комплексный продукт: обучение, систему послепродажного сервисы. Обслуживание нашего самолёта на всём жизненном цикле дешевле примерно на 25%, чем у наших зарубежных конкурентов. Поэтому нашим партнёрам удобопонятно, почему стоит закупать эту машину. Все хотят сэкономить, но при этом иметь боевой самолёт, который по своему функционалу приближен к пятому поколению. — Кроме Индии кушать ещё примеры совместных программ? — Мы делали офсетные программы в Перу, когда модернизировали самолёты там. Предлагали такие программы ряду иных стран, с которыми мы работаем. — Индия и Перу, какие-то ещё крупные есть партнёры? Все наши контракты идут в графике, а по некоторым из них мы вышли на опережение. — Какой экспортный потенциал видаете у МиГ-35 и в рамках новой госпрограммы вооружений? — На презентации данного истребителя в Луховицах присутствовали представители 30 стран, в том числе все страны, которые уже имеют на вооружении самолёты МиГ-29. Это и есть наши потенциальные клиенты, с некоторыми из них мы ведём переговоры. Что касается нашего основного внутреннего заказчика — Минобороны РФ, то самолёт будет закуплен в рамках новой госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2025 года. Сейчас МиГ-35 проходит лётные испытания, по их итогам будет заточение твёрдого контракта. — Лучше уточнить у Минобороны РФ. — Не смущает, что военные с 2012 года обещают его скорое поступление в войска? Говорилось, что тогда аэроплан не соответствовал тактико-техническим характеристикам военных. — Сейчас МиГ-35 соответствует на 100% всем техническим требованиям, которые нам выставляют заказчики. — С момента подписания контракта — чуть немало года. — В СМИ проходила информация, что компания «Сухой» и РСК МиГ могут быть соединены в один актив. — Речь не о соединении в один актив, а о труду в рамках дивизиона. Стратегия ОАК подразумевает последовательное дивизиональное распределение всех своих активов по типам авиации: транспортная, боевая, гражданская, особая. Вполне логично, что в этих рамках МиГ и «Сухой» входят в дивизион военной авиации. Наша работа полностью координируется Объединённой авиастроительной корпорацией. — Оба предприятия взойдут в дивизион военной авиации на равных правах, никто никого не будет поглощать. — Работа над проектом с Объединёнными Арабскими Эмиратами по созданию совместного истребителя завязалась? — На IDEX-2017 в Абу-Даби было подписано соглашение с ОАЭ, подразумевающее, что концептуально наши коллеги готовы вместе с нами создавать легковесный многофункциональный самолёт пятого поколения. Сейчас мы находимся на стадии проработки сроков реализации этого проекта. — У «Сухого» есть два флагманских проекта — многоцелевой истребитель Су-35С и перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. А что МиГ сможет предложить клиентам после МиГ-35? Первая — это модернизация ранее поставленных заказчику аэропланов. Параллельно будем работать и по имеющимся сейчас проектам МиГ-29 и МиГ-35. Вторая же часть, которую мы предлагаем заказчикам и над которой трудимся отчасти в инициативном порядке,— это перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата. — Вы в инициативном порядке разрабатываете замену перехватчикам МиГ-31? Пока мы трудимся над концепцией проекта и его обликом. — Модернизация парка истребителей-перехватчиков МиГ-31 уже завершена? — Есть текущий контракт, который мы успешно выполняем. — Это заключительная модернизация самолётов данного типа или же их жизненный цикл позволит провести спустя какое-то время ещё одну? — То есть к тому моменту, когда МиГ-31 потребует новоиспеченной модернизации, перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата должен быть готов к эксплуатации? — Каким вы видите развитие беспилотной авиации на предприятии? Операция, какую наши вооруженные силы проводят в Сирии, показала, что недооценивать роль беспилотной авиации в конфликтах нельзя. Наш задел, который создавался с основы 2000-х, оказался очень кстати, многие наработки сейчас реализуются в нашем конструкторском бюро. Могу раскрыть секрет: будет и беспилотник, какой сможет совместить все эти функции. — В какой стадии находится работа по каждому из этих направлений? Мы доводим наши разработки до заказчиков, после принятия решения будет продолжено финансирование. Природно, для этого нужен будет источник финансирования. Но сейчас уже есть задел, который я в скором времени продемонстрирую потенциальным заказчикам. — Выговор о создании вами тяжёлого беспилотного летательного аппарата не ведётся?

Кнопка «Наверх»