Инновации в аэропортах мира — всё для комфорта пассажиров
Аэропорт — первое, с чем встречаются путешественники, какие прибывают в новую для себя страну или город. Чтобы произвести впечатление воздушные гавани, являясь лицом страны, часто имеют футуристическую зодчество, большие внутренние пространства, технологичность и удобство для пассажиров. Россия в этом не исключение. И хотя у нас есть красивые и удобные аэропорты с современными архитектурными решениями, а наши аэропорты получают различные интернациональные призы, нам есть куда стремиться. Современные технологии позволяют пассажирам легко ориентироваться в аэропортах с несколькими терминалами, ускоряют и упрощают процесс регистрации на рейс и сдачи вещи. Для нашей страны это особенно актуально в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.
О самых продвинутых аэропортах мира и высоких технологиях рассказала в российском издании журнала «Business Traveller» журналист Мариса Кенон.
Биометрия
Пассажиру порой доводится по пять раз доставать и показывать свои документы. Ничего удивительного, что аэропорты стараются сделать процедуру проверки документов максимально быстрой и вводят на контрольно-пропускных пунктах высокотехнологичные биометрические устройства. Вообще попытки реализовать контроль без контакта пассажира с персоналом предпринимаются с 2003-го, но по-настоящему прорывным сделался нынешний год. В марте авиакомпания British Airways запустила систему сканирования лиц, которая позволяет пассажиру вообще не получать документы в аэропорту. Сейчас эта технология доступна в терминале внутренних черт аэропорта Хитроу, выход на международные маршруты пока только в планах.
Похожая система действует с начала года в амстердамском Схипхоле. Пассажиру KLM необходимо всего лишь отсканировать документ в киоски самостоятельной регистрации. На посадку он проходит через специальные турникеты с фотокамерами, которые сравнивают снимок с отправными паспортными данными. Новые биометрические технологии сегодня вводятся в 22 аэропортах мира. Но на шаг впереди всех оказались авиакомпания Emirates и аэропорт Дубая, в каком уже идет развертыванию системы автоматического пограничного контроля в зоне прилета. Если эксперимент окажется удачным, интеллектуальные иммиграционные ворота будут запущены в поясу вылета. В полную силу система должна заработать до конца 2018 года.
Информационные маячки
По всему аэропорту установлены передатчики, какие отслеживают передвижения пассажира и посылают по Bluetooth на его смартфон информацию о нужных стойках регистрации, выходы на посадку, ресторанах, магазинах и т. д. Система также составит оптимальный маршрут до точки направления и рассчитает время до гейта. Такая технология особенно актуальна для аэропортов с несколькими терминалами, в которых время перехода имеет очень большенное значение для транзитных пассажиров. В международном аэропорту Дохи установлено 700 радиомаячков, которые отслеживают буквально каждый шаг пассажира. Приложение не лишь прокладывает маршрут к выбранной точке, а и информирует о статусе рейса, выдачи багажа, времени ожидания в очереди на паспортный контроль и т. д. В мае этого года лондонский аэропорт Гатвик оснастил приложение технологией дополненной реальности. Пассажиру довольно включить камеру на своем мобильном, и направление движения будет показано в 3D-режиме. Представители аэропорта особо отмечают, что доступ к личным этим путешественников через радиомаяки без их согласия невозможно.
Роботы-помощники
В прошлом году авиакомпания KLM представила робота по имени Спенсер, который умеет сканировать посадочные талоны и составлять маршрут до необходимого выхода на посадку.
В аэропорту Сеула Инчхон работы, созданные компанией LG, убирают помещения, перемещают багаж, работают гидами. Эти ноу-хау запустили в рамках подготовки Корее до Зимней олимпиады 2018 года. Инженеры LG обещают, что скоро покажутся роботы-официанты.
Пожалуй, самый большой роботизированный аэропорт – токийский Ханеда. Гуманоидный автоматы авиакомпании JAL сообщают пассажирам на трех языках не лишь номер выхода на посадку, но и погоду в месте назначения. Работы Hitachi, которые передвигаются на роликовых коньках, работают гидами по аэропорту, машины от Panasonic занимаются уборкой, развозят воду для пассажиров, сообщают номера автобусов, которые ведут в аэропорт, и даже могут пообщаться на японском, китайском или английском стилях.
Все самостоятельно
Амстердамский Схипхол можно назвать пионером прогресса. Впервые багаж был зарегистрирован в автоматическом режиме именно здесь. Работает это попросту: пассажир ставит чемодан в специальное устройство, напоминающее трубу, сканирует посадочный талон и получает багажную бирку, которую нужно наклеить к ручке. Система сама взвешивает и отправляет чемоданы по назначению. Никаких очередей, все просто и быстро. Минус один – работа не уговоришь затворить глаза на небольшое преимущество…
В августе этого года в новом терминале аэропорта Чанги (Сингапур) представили технологию FAST, с помощью какой путешественники могут регистрироваться в удобное для них время и проходить автоматически абсолютно все дополнительные процедуры. Система состоит из киосков самостоятельной регистрации, машин для иммиграционного оформления, сдачи багажа и посадки на рейс. Таким образом, пассажиры сами сдают багаж, сами проходят паспортный контроль, сами проходят на посадку и при этом не контактируют с персоналом вообще! Труд сканеров багажа похожа на компьютерный томограф, а не на рентген. Поэтому нет необходимости вытаскивать и включать ноутбуки и планшеты – все видно из-за корпуса. Это существенно сокращает процедуру осмотра. При ходу через «умные» терминалы миграционного контроля нужно просканировать посадочный талон. Камеры снимают личность пассажира во время регистрации и при сдаче вещи сверяют его с фото в паспорте. Выход на посадку также автоматизирован: путешественника встречает у гейта не сотрудник аэропорта, а робот.
Развлечения и отдых
Инновации в аэропортах прикасаются не только предполетных процедур. Современные авиахабы больше напоминают торгово-развлекательные центры, чем просто перевалочные пункты. У них есть магазины и бутики, рестораны рослой кухни, спа-салоны, бассейны и другие возможности провести время с пользой для души и тела. Впереди планеты всей – аэропорт Сингапура Чанги, признанный в этом году лучшим в вселенной. Это звание он заслужил не только за автоматические предполетные процедуры, но еще и за красоту и комфортное ожидание рейсов (там даже кресла в залах вылета оборудованы розетками и USB-разъемами). В Чанги можно отыскать сад бабочек, бассейн на крыше отеля, спа-салоны, фитнес-центры и даже бесплатный кинотеатр, не говоря уже о магазинах и зонах с бесплатным интернетом. В новом терминале 2000 кв. м травяных насаждений, много живых деревьев, оборудованных автоматической системой полива. В конце 2018 года в Чанги откроется еще один терминал – Jewel. На площади в 22 тыс. кв. м, кроме кафе, ресторанов, бутиков и отеля, будут расшиблены живописные сады, а центральным элементом станет 40-метровый искусственный водопад Rain Vortex с дождевой водой.
Топ-10 самых технологичных аэропортов вселенной
- Чанги (Сингапур)
- Ханэда (Токио)
- «Инчхон» (Сеул)
- Аэропорт им. Штрауса (Мюнхен)
- Международный аэропорт Гонконг
- Хамад (Доха)
- Тюбу (Нагоя, Япония)
- Аэропорт Цюриха
- Хитроу (Лондон)
- Аэропорт Франкфурт-на-Майне