Индия хочет продолжить лицензионный выпуск истребителей Су-30МКИ
Российский истребитель Су-30МКИ составляет костяк Военно-воздушных сил Индии. В 2000-х годах между компанией «Сухой» и Hindustan Aeronautics Limited (HAL) был подмахнут контракт на сборку 140 самолетов этого типа. Первую машину, выпущенную у себя дома, индийские военные получили в 2004-м. Итого по прямой закупки и лицензионного сборника ВВС Индии будут в своем составе 272 самолета Су-30МКИ.
Лицензионная сборка близится к своему завершению, и компания-производитель этих аэропланов — HAL предложила своему Минобороны построить еще 40 истребителей, стоимость которых составит примерно $2,5 млрд. Если министерство обороны предзнаменований предложение HAL, то количество российских истребителей Су-30МКИ будет увеличен с запланированных 272 до 312. Об этом пишет индийское сетевое издание Business Standard.
Закономерно возникает проблема — зачем Индии еще 40 «сушек»?
В начале 2000-х годов индийские ВВС намерены заменить устаревший Миг-21 на новый средний истребитель. Был оглашён тендер на закупку 126 самолетов за $10-$12 млрд. Победителем тендера вышел французский Rafale, но сделка не состоялась из-за невозможности сторонок согласовать стоимость самолета. Машина получалась слишком дорогой, и выходила за рамки выделенного бюджета.
Как пишут «Известия», чтобы не портить взаимоотношения с французами была организована компенсирующая прямая закупка 36 таких самолетов за $8,85 млрд. Но проблемы это не решало.
Дело в том, что старые машины (не лишь Миг-21, но и Миг-27) постепенно списывались, а новой техники вместо них нет. Законодательно состав тактической авиации Индии закреплен на степени 42 авиаэскадрилий. При этом на начало 2018 года их реально было 31. С конца 2017 года Индия пытается организовать новоиспеченные закупки 114 истребителей — сначала предполагались однодвигательные (что делало фаворитами F-16), потом согласились на двухдвигательные. В результате был заново объявлен завален тендер с теми же участниками, включая и российский Миг-35.
Денег от всего этого в бюджете не прибавляется, самолетов в строю пока тоже. Отсюда первое объяснение предложения HAL по добавочным Су-30МКИ: быстро закрыть брешь тем, что уже выпускается серийно.
Французский Рафаль, по данным индийских ВВС, стоит примерно на треть дороже российского Су-30МКИ — 11,25 млрд. рупий против 4,25 млрд.
Глава HAL Суварна Советую по этому предлогу говорит: «Мы предлагаем очень конкурентоспособную цену. С 2010 года мы поставляем Су-30 по цене 4,25 млрд. рупий. Мы можем построить еще три эскадрильи по той же стоимости». Таким образом, ВВС заплатит 170 миллиардов рупий за 40 дополнительных Су-30МКИ. Истребители собираются на заводе HAL в городе Нашик из готовых самолетокомплектов, получаемых из России. «HAL уже освоила технологию стройки и поддержки Су-30. Теперь цель состоит в том, чтобы построить эти три новых эскадрильи в сжатые сроки и как можно дешевле», — добавил Советую.
Но основная причина формирование еще трех эскадрилий тяжелых истребителей — это наличие в составе ВВС страны носителей новой крылатой ракеты «Брамос».
«Мы должны выстроить сорок модернизированных Су-30-х, чтобы у нас были носители ракет Брамос. Вместо того, чтобы модернизировать старые истребители с более коротким остаточным сроком службы, было бы лучше выстроить еще три эскадрильи «Сухих» с возможностью вооружить их ракетами Брамос», — сказал Суварна Раджу.
Версия крылатой ракеты «Брамос» воздушного базирования имеет длину 8 метров и вес 2 560 кг. Установка ракеты на Су-30МКИ спрашивает укрепления фюзеляжа и монтажа сверхпрочной подвески между двигателями. Успешное испытание ракеты, запущенной с модернизированного истребителя, прошло в ноябре 2017 года.
Учитывая нехватку истребителей ВВС, ключи в минобороны Индии сообщают, что предложение о строительстве дополнительной серии Су-30МКИ будет принято. HAL осталось построить заключительные 23 машины. Первые 50 аэропланов Су-30МКИ Индия получила из России.
После завершения строительства оставшихся истребителей, имеющийся парк будет модернизирован. В HAL заявили, что хотели бы самостоятельно прочертить все работы, но «Сухой» потребовал 50-процентную долю в контракте на модернизацию авионики истребителя, включая радар, «стеклянную кабину», системы наведения вооружения, системы предупреждения о ракетном нападении и постановки помех. «ВВС уже заледенили требования к модернизации. Сейчас мы ждем коммерческого предложения от России», — сказал в этой связи Суварна Раджу.
Обновление будет проходить в два этапа. На первом этапе компания «Сухой», используя несколько индийских Су-30МКИ в качестве прообразов, установит и сертифицирует новую авионику и модернизирует системы вооружения истребителя. Потом HAL проведет эти обновления на всем парке самолетов. Второй этап будет вводить в себя усовершенствования, специфические для Индии, HAL разработает и установит самостоятельно.