Ил-76: к очередной годовщине первого полёта
25 марта 1971 года состоялся первоначальный полет первого отечественного реактивного военно-транспортного самолета Ил-76 (СССР-86712, серийный номер 01-01) с четырьмя турбореактивными двигателями Д-30КП.
Аэроплан под командованием Героя Советского Союза летчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова выполнил 20-минутный перелет с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе в Москве на аэродроме Летно-испытательного института им. Громова.
Решение о первом полете принимал методический рекомендация ЛИИ, которому предстояло решить взлет самолета практически из центра Москвы — аэродром на Ходынке уже тогда располагался далеко от окраин столицы, и взлет многоопытного тяжелого самолета с такого аэродрома был связан со значительным риском — бы полет проходил прямо над жилыми кварталами. Но в тоже время с этого аэродрома без каких-либо проблем вылетали выпускались на соседнем заводе №30 Ил-18, каких подняли отсюда уже не одну сотню, а по расчетам для взлета Ил-76 достаточно было и более короткой полосы.
Разбирать опытную машину и перевозить ее в Жуковский в ЛИИ им. Громова обыкновенным транспортом, было делом хлопотным. Надежность Ил-76 сводила риск к минимуму, ведь даже при отказе одного из двигателей взлет и горизонтальный полет с целой загрузкой возможен и на трех, а посадка допускалась и на двух работающих двигателях. Все же риск был большой, Ил-76 весил втрое больше обычных самолетов.
Ил-76 СССР-86712
Уверенность в успешном перелете опиралась на тщательной наземной отработки всех агрегатов и узлов самолета, в конце концов было принято положительное решение и министр авиапрома П. В Дементьев подмахнул приказ, разрешающий первый вылет.
Вскоре газета «Правда» сообщала: «За несколько дней до открытия XXIV съезда КПСС в московское небосвод поднялся новый советский транспортный самолет. Парторг завода Тупиков, все коммунисты и беспартийные жили одной мыслью: «Сделать машину верной, легкой, недорогой!»
Первый прототип и следующие три опытные машины выглядели вполне «цивильно» и не несли комплектного оборудования военно-транспортного самолета, оставаясь без вооружения и оружий РЭБ. Говорили, что этим скрывалось истинное назначение самолета из-за его предполагаемого показа на зарубежных авиасалонах, где представители советского авиапрома настаивали, что ИЛ-76 — сугубо штатская машина.
Серийно Ил-76 производился на Ташкентском авиационном производственном объединении имени. П. Чкалова. Всего было выпущено 950 машин всех модификаций. В 2013 году Ташкентский авиазавод был реорганизован, а выпуск аэропланов прекращен. В настоящее время производство перенесено на ульяновский «Авиастар-СП», где для нужд ВС страны серийно производится Ил-76МД-90А.
Автограф Генерального конструктора Генриха Новожилова на фото первого полета Ил-76