Ил-38 — дальний противолодочный самолёт

Новость опубликована: 28.09.2018
Источники: aviation21.ru

28 сентября 1961 года состоялся первоначальный полет первого опытного дальнего противолодочного самолета Ил-38. Командовал экипажем заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Альянса Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолета началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных ладей, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о создании на базе пассажирского Ил-18 самолета противолодочной обороны далекого действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолету Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, длительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полета – 350 км/ч.

Первоначальный полет первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, установленного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под руководством ведущего летчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина завязался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское. «Разработка самолета Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины сделалась первым опытом работы нашей промышленности по созданию авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по войне с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолета.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года завязалось освоения машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской районы. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизированных в настоящее пора самолет Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в районы точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолет Ил-38 – С. В. Ильюшину, А. В. Жуковском, Д. И. Коклину, Я. А. Кутепову, А. В. Шапошникову.

Самолеты Ил-38 проводились до 1972 года. Итого было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолет для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» выполнил государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных аэропланов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолетов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новоиспеченный контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолеты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объем решаемых задач аэропланами и их боевые возможности. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолет может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных ладей с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, розыска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.