Новости авиатуризма

Ил-276 — перспективный средний военно-транспортный самолёт

Посредственный военно-транспортный самолет, который сейчас стоит на вооружении российской армии — это четырехмоторный турбовинтовой самолет Ан-12, разработанный в СССР во второй половине 50-х годов прошедшего века.

Машины широко применялись для переброски войск, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в десантных и поисково-спасательных операциях. Экспортировались в несколько десятков краёв мира, принимали участие в военных действиях в Африке, Афганистане и на территории бывшего СССР.

В 1972 году эти самолеты доставляли гуманитарный груз в Республику Бангладеш, продовольствие и почту на полярную станцию «Нордовый полюс-18» в 1969-м, советские войска в афганский Баграм в 1986 году, участвовали в авиационном параде в аэропорту Домодедово в 1967-м.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «Ил» Павла Черенкова, сейчас в армиях находится около 70 машин, но в исправном состоянии намного меньше. Ресурс самолета составляет 55 лет, и до 2027-2028 годов он заканчивается, а уже немного чем через восемь лет Минобороны должно иметь возможность начать замену завершающих эксплуатацию Ан-12 на другую машину.

В ОКБ Ильюшина к проекту среднего транспортного самолета грузоподъемностью 20-30 тонн вернулись в начине 2000-х, свою роль здесь сыграла и заинтересованность Индии в совместной разработке транспортного самолета такого класса.

Совместный проект получил рабочее наименование MTA — Multipurpose Transport Aircraft. С Индией был заключен контракт на совместную разработку и производство этого самолета.


Ан-12 на Северном полюсе

Работа продвигалась медлительно, только в 2014 году был готов проект тактико-технического задания на новый транспортный самолет, но его не произошло, а в следующем году по ряду причин Индия вышла из проекта.

Однако надобность в самолете осталась. В 2017 году самолет получил рабочее наименование Ил-214, а позже — Ил-276. Был подписан контракт на опытно-конструкторские работы и завязалось эскизное проектирование самолета.

Ил-276 создается в интересах Министерства обороны России. Первый полет нового среднего «транспортника» запланирован на 2023 год, а с 2026 года завяжутся серийные поставки в войска. Тактико-техническое задание, согласованное Минпромторгом и ОАК, находится на согласовании в Минобороны.

Идея создания среднего военно-транспортного самолета грузоподъемностью 20-30 тонн показалась в конце 1980-х годов. Тогда проект назывался Ил-88. В ОКБ Ильюшина был проработан вид машины, однако проект был отложен, т. к. характеристики проектируемого ВС не обеспечивали принципиального отрыва от иных вариантов, которые проектировались в КБ Туполева — Ту-330 и в КБ Антонова — Ан-70.

Павел Черенков пояснил, что после того, как рассмотрели все предложенные варианты, наибольшее признание получил Ан-70. Привлекла его вящая кабина — около четырех метров. В 1996 году самолет демонстрировался в Авиационном научно-техническом комплексе имени А. К. Антонова, в 1997 на московском авиасалоне выставлялся на статической экспозиции для ознакомления специалистами, на МАКС-2003 принимал участие в летной программе, и надо произнести, полеты Ан-70 производили очень сильное впечатление.

Однако ухудшение российско-украинских отношений после 2004 года завели этот проект в тупик.

Ан-12 — свободнонесущий высокоплан с однокилевым вертикальным оперением. На самолете введено четыре форсированных турбовинтовых двигателя АИ-20М
с четырехлопастными винтами левого вращения. Грузовой отсек самолета, в отличие от Ил-276, не герметичный.

Ан-12 имел на вооружении две пушки калибра 23 мм с боекомплектом в 700 снарядов и авиабомбы различных калибров. По вооружению Ил-276 информация отсутствует, так как этот проблема находится в компетенции Министерства обороны РФ.

Павел Черенков рассказывает, что от 70 до 90 процентов перевозки грузов самолетами типа Ил-276 осуществляется или на контейнере или в ящиках, а переброска армий на 2000 км такими самолетами не делают из-за нецелесообразности. «Довезти БМП, конечно, можно, только она там никакую боевую задачу не решит, — объясняет заместитель гендиректора «Ильюшина». — Для подготовки и десантирования — да, но для переброски собственно войск используются тяжелые машины типа Ил-76 и Ан-124».

Военно-транспортный Ил-276 будет находиться между новым легким Ил-112В и тяжелым Ил-76МД-90А и оснащаться оборудованием на российской элементной базе, из отечественных комплектующих.

Концепция комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) предусматривает возможность модернизации и наращивания функций благодаря отворённой архитектуре. Единое информационно-управляющее поле кабины пилотов объединит шесть многофункциональных ЖК-дисплеев и два ЖК-индикатор на лобовом стекле.

Особенностью самолета является максимальное использование решений с БРЭО, какие применяются и на Ил-76 и на Ил-112В, и на пассажирском МС-21. Это предполагает, что система отображения информации будет максимально унифицирована, чтобы переобучение экипажа проходило в самые куцые сроки.

Размеры сечения герметичного грузового отсека Ил-276 идентичны размерам самолета Ил-76МД-90А, что позволяет использовать всю имеющуюся инфраструктуру погрузочно-разгрузочных, транспортировочных и десантных оружий. В части погрузочно-разгрузочного оборудования, а это подвесные грузоподъемные устройства с электрическим приводом, тележки и лесенки, будут позаимствованы у Ил-76, Ил-112В.

В перспективе предполагается дальнейшее развитие Ил-276 линией создания на его основе модификаций самолеты радиолокационного дозора и наведения, воздушного командного пункта, санитарного самолета, поисково-спасательного самолета и самолета-заправщика.

Разработка Ил-276 идет собственно с прицелом на требования военного заказчика. По мнению разработчиков, государство готово и способно приобретать в год 12 таких машин. Поэтому, по предварительным подсчетам, к 2033-2034 года фирма Ильюшина сможет гарантировать средним транспортным самолетом только российских военных.

«В целом же спрос на такие самолеты в России и мире большой, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое пункт в небе и станет незаменимым «самолетом-трудягой», — подвел итог Павел Черенков.

Подготовлено редакцией сайта «Авиация России» по материалам ТАСС.

Кнопка «Наверх»