Гядиминас Жемялис: Bombardier продолжает рисковать жизнями пассажиров
10 января 2018 года борт LO 3924 польского национального перевозчика LOT свершил аварийную посадку в аэропорту Варшавы им. Шопена. Причиной стала неисправность передней стойки шасси самолета Bombardier Dash 8 Q400. Это было девятое подобное случай с данным типом самолета.
В 2008 году канадский авиастроитель избежал большого скандала, договорившись с SAS Airlines о компенсации в размере 164 млн. долл. Вероятно, именно по этой причине более 1000 самолетов этой модели все еще в воздухе. По мнению экспертов в области авиации, возможно неисправность аэропланов серии Dash Q является дефектом конструкции, который нельзя исправить.
Недавний инцидент в Варшаве далеко не редкость. В декабре 2017 года, иной борт компании LOT – LO3844 – избежал очень похожей ситуации: пилоты Q400 сообщили о проблемах с выпуском шасси, но сумели решить ее в заключительный момент и, в конечном итоге, благополучно приземлились в Варшаве.
Кульминация истории с шасси серии Q произошла в 2007 году. 13 марта 2007 года, Q400 авиакомпании All Nippon Airways сел на нос в аэропорту Kōchi Ryōma, никто не пострадал. Поскольку в кой-каких СМИ сообщалось о 70 отдельных инцидентах с моделью (от неисправного освещения в проблемы с шасси) в Японии, Bombardier признал, что Q400 страдает от проблем начального этапа» [первый полет выполнен 20 июня 1983 года — прим. «Авиация России»].
Но реальные проблемы поразили Bombardier несколько месяцев спустя, когда неполадки с шасси Q400 разозлили даже первого клиента Q400 – Scandinavian Airlines (SAS). В сентябре 2017 года состоялись два отдельных инцидента, связанных со сбоями труды шасси Q400. Месяц назад история повторилась, что побудило авиакомпанию загнать весь свой флот Q400 в ангар и начать судебную баталию с Bombardier.
После года судебных разбирательств, Bombardier удалось условиться о дорогостоящей компенсации с SAS и предотвратить скандал с Q400. Канадский производитель заплатил авиакомпании 164 млн. долл. США, но реальная стоимость сделки может быть гораздо вяще (до 1,75 млрд. долл. США), поскольку SAS обновила свой флот в рамках соглашения.
SAS воспользовался возможностью обновить флот, прибавив 13 аэропланов CRJ900 и 14 новых Q400. Тем не менее, Q400 были доставлены не скандинавской компании, а аффилированным авиакомпании Wideroe и airBaltic. Интересно, что SAS в течение вытекающих нескольких лет продал свои акции в этих авиалиниях в сопровождении тех же Q400. Интересно и то, что в 2016 году один из Q400 airBaltic приземлился в Риге без выпущенного назализованного шасси. Сложно сказать, станет ли инцидент в Варшавском аэропорту последним в истории Bomardier Dash Q…
Прим. «Авиация России» — в России самолеты компании Bombardier эксплуатируются в авиакомпаниях «Аврора» и «Якутия».
Гядиминас Жемялис — Член рекомендации директоров ООО «РАМПОРТ АЭРО» — совместное предприятие Госкорпорации «Ростех» и Aviа Solutions Group по управлению и развитию аэропорта «Жуковский», Председатель правления компании Avia Solutions Group (Литва). В 2012 и 2014 годах Был включен в список 40 наиболее молодых лидеров всемирный аэрокосмической индустрии по версии крупнейшего в мире аэрокосмического издания «Aviation Week».