Одинешенек из создателей Ан-148, до недавнего времени генеральный конструктор и гендиректор украинской фирмы «Антонов» Дмитрий Кива настаивает на том, что Ан-148 разбился из-за непрофессионализма экипажа.
– Сейчас по крушению практически все ясно, – заявил Дмитрий Кива, общаясь по телефону. – На первый план вышел как раз тот момент, о котором вы меня спрашивали изначально – это подготовка пилотов, дума про тренажерную подготовку экипажа, о которой вы меня спрашивали, была правильной.
И вот теперь мне уже сообщили официально, что запись разговоров экипажа в кабине подтверждает их недостаточную профессиональную квалификацию. Командир почти все пора до этого летал вторым пилотом, а тот пилот, что был вторым, вообще имел малый налет, а до этого работал стюардом. Это многое объясняет.
Ведь что там случилось? В кабине же горели лампочки, которые предупреждали, что обогрев ППД (приемников полного давления) не включен. И не включил их правый пилот. Но при этом и у левого пилота на табло надпись была квадратиками: включи обогрев ППД.
И у того лампочки пылали, и у другого, но почему-то, читая контрольную карту, ни один из них на предупреждение не среагировал. А дальше – неправильные показания скорости.
Но опять же – даже в этой ситуации: ты утихни и разберись, каково положение машины в воздухе. А разобравшись, прими правильное решение. Но они только разгоняли самолет.
Я, конечно, не имею права никого винить – пусть в этом разбирается комиссия, но как конструктор скажу: этот самолет спроектирован в соответствии со всеми самыми последними нормативами и требованиями, и, если не совершать одного за иным нарушений, как это было в данном случае, то ничего бы с ним не случилось. Думаю, как ни горько это сознавать, главный вопрос – в подготовке пилотов…
А подготовка экипажа расколовшегося Ан-148, как теперь выясняется, действительно вызывает массу вопросов. Особенно в том, что касается второго пилота 44-летнего Сергея Гамбаряна, который не имел даже профильного образования по специальности «пилот», а лишь окончил 10-месячные курсы переподготовки, до этого трудясь бортпроводником. Причем, переобучение он прошел не в государственной структуре, а в частной, у которой даже не было лицензии от «Росавиации».
В этой связи хотелось бы напомнить, что в заключительнее время буквально после каждой авиакатастрофы поднимается вопрос профессионализма и подготовки летного состава. В мае прошлого года «МК» писал о скандале, какой взбудоражил Интернет. Его инициатором стала группа российских пилотов, обратившаяся в ICAO (Международную организации гражданской авиации) за защитой.
Летчики тогда обвинили «Росавиацию» в том, что ведомство, якобы, под предлогом войны за безопасность полетов, собирается лишить пилотских свидетельств почти 1000 летчиков, считая их сфальсифицированными.
Очень многие СМИ тогда встали на защиту пилотов, доказывая, что «Росавиация» таким решением преследует какие-то свои коммерческие интересы, а летчиков – людей героической профессии, романтиков неба, попросту выкидывает за борт. Однако, когда издание «Московский Комсомолец» стало разбираться в проблеме, оказалось, что не все так однозначно: и авиачиновники не такие уж корыстолюбцы, и пилоты не такие уж романтики. Сегодня, в очеедной раз это подтверждается – после катастрофы Ан-148, в которой погиб 71 человек, на тот скандал смотришь уже совсем иными глазами
Тогда, в мае 2017 года, объясняя «МК» действия «Росавиации» по отъему летных свидетельств у «романтиков неба», советник главы ведомства Сергей Извольский подтвердил: подлинно, в последние годы «более 400 свидетельств коммерческих и частных пилотов были аннулированы. И единственная причина тому их неправомерное получение.
Прежде итого речь идет о нарушениях, которые были выявлены в ходе проверок. Летчики при получении свидетельств подавали фальсифицированные документы (медицинские справки о состоянии здоровья) либо подделывали налет. К образцу, фактически налетывали 20 часов, а остальные 80 дописывали, подкрепляя всеми необходимыми подписями и печатями».
Но главное, Извольский тогда рассказал, что «сейчас выявилась такая тенденция: отдельный летчики на основании получения свидетельств частных пилотов (подчеркиваю частных) стали пытаться получить еще и свидетельство пилота коммерческой авиации».
Тут следует пояснить: во всем мире сейчас у многих граждан в личном пользовании есть самолеты или вертолеты. Все они являются обладателями частного пилота, так именуемые tpl (paylot licens), которые могут получить, закончив обучение в специализированных летных центрах. При этом если ты – частный пилот, тебе категорически запрещено летать в коммерческой авиации и даже использовать свой летательный аппарат для коммерческих целей – разного рода платных экскурсий, прогулок, не сообщая уже о перевозке пассажиров.
У нас же в стране эти общепринятые мировые авиационные правила долгое время можно было обходить. И когда «Росавиация» после линии катастроф 2013 года стала наводить порядок, в частности закрывать авиационные учебные центры (АУЦ), где были выявлены крупные нарушения в подготовке пилотов, в летной окружению поднялся невероятный шум.
Тогда мне удалось переговорить на эту тему с главой «Росавиации» Александром Нерадько, который объяснил мне это так:
– В чем опасность этих летных учебных середин? Раньше в наставлении по производству полетов гражданской авиации а это был основной документ значилось, что командиром воздушного судна может быть только лик, имеющее образование «пилот». Потом эта строчка была исключена из нормативных требований, благодаря лоббистским возможностям ряда высокопоставленных любителей авиации…
В итоге оказалось, что теперь командиром воздушного судна, к примеру, «Боинг-747», или «Боинг-777» – то есть тяжелого самолета – может стать человек, не имеющий образования «пилот». Это может быть юрист, экономист, доктор кто угодно, кто закончил авиационный учебный центр и далее пошел по пути увеличения налета сначала на легких самолетах, потом на тяжелых.
Так вот, когда мы сделались заниматься качеством подготовки в авиационных учебных центрах а проверки проводились вместе с прокуратурой, Следственным комитетом – то обнаружили, что большая часть курсантов АУЦ там вообще не являлись, а документы об их подготовке фальсифицированы. Они, конечно, представляли документы, что летали, но, когда мы брали планы полетов в Госкорпорации по организации воздушного движения, выяснялось, что никаких полетов там вообще не было. Ну произнесите, куда уж дальше?
Сейчас, как пояснили в «Росавиации», осталось порядка 60 АУЦ, обучившись в которых, можно стать частным пилотом. «При этом (цитирую советника главы ведомства Сергея Извольского) ни одинешенек авиационный учебный центр не имеет утвержденной «Росавиацией» программы по обучению профессии «коммерческий пилот». Ее можно получить, только обучившись в государственных учебных заведениях. Это либо летные училища, где дается посредственнее специальное образование, либо высшие учебные заведения».
Но именно это и не устраивает многих из тех, кто хотел бы стать коммерческим пилотом побыстрее, не обременяя себя долголетним образованием. Они приводят в пример западный опыт, где эту профессию можно получить в частных коммерческих центрах.
Что ж, может, когда-нибудь такое будет и у нас. Но ведь, если вникнуть, что плохого в том, что государство, через свои официальные структуры, хочет взять ответственность за жизнь и безопасность своих граждан на себя, не желая отзывть ее на откуп коммерсантам?
Все тот же Сергей Извольский в прошлом году объяснял это в интервью «МК». Суть его мнения: дорогое оборудование для обучения коммерческих пилотов нынешние тренажеры и самолеты могут позволить себе только государственные учебные заведения. Но некоторые граждане, получив свидетельство частного пилота в АУЦ, после учились на заочных отделениях университетов гражданской авиации по профилю летной эксплуатации (налет и практика на тренажерах на заочных отделениях практически не давались), и, кроме диплома о высшем образовании, мастерили попытки получить вдобавок свидетельства коммерческих пилотов. Им отказывали, они возмущались. Отсюда и появилась жалоба в ICAO.
…Кстати, ICAO, когда год назад наши пилоты организовали эту бучу, их не поддержала. Им ответили, что вопросы обучения пилотов это компетенция авиационных властей государства и его представителя, в данном случае «Росавиации».
Может, это и верно? И не всегда в споре романтиков и прагматиков следует обязательно поддерживать романтиков? Только ведь и прагматики в отстаивании своей правоты, особенно там, где на кону стоят человечьи жизни, должны быть куда более убедительными и расторопными.
Как сейчас стало известно, прокуратура давно уже потребовала признать деятельность учебного заведения, где другой пилот Ан-148 переучивался из бортпроводников в летчики, незаконной. 12 января этого года суд удовлетворил это ходатайство. Возможно, если бы вслед за его решением бывальщины моментально аннулированы и свидетельства всех пилотов, обучавшихся в этой шарашке, пассажиры, летевшие 11 февраля в Орск, остались бы живы?