Где российский Илон Маск и частные ракеты: рассказывает популяризатор космонавтики Виталий Егоров
Отрасль не смогла догнать Соединенные Штаты, по крайней мере, по трем причинам.
Недавно SpaceX впервые отправила частных туристов в космос, а британские ученые работали с инженерами космической компании Magdrive над разработкой двигателя, который может питаться астероидами и другими небесными минералами. Что происходит с российским частным космическим полетом, какие проблемы мешают его скачку и можно ли их решить – этот вопрос мы обсудили с популяризатором космоса Виталием Егоровым.
О состоянии частной космонавтики в России
— В России есть различные частные космические компании, но многие из них обанкротились. Какие факторы влияют на это?
— Стартап — рискованный бизнес. Даже в США, где условия для предпринимательства намного лучше, чем в России, новые проекты часто закрываются. У каждой компании есть свои причины неудач. К ним могут относиться ошибки стратегического планирования, технические и бюрократические трудности.
Например, российская компания «КосмоКурс» делает ставку на космический туризм, но он развивается очень медленно. Кроме того, компания столкнулась с бюрократической машиной: ей не выделили место под космодромом для запуска ракет с туристами. В конечном итоге инвестор отказался от финансирования.
Другой пример — «Даурия Аэроспейс». Проблема компании в том, что она хватает все, что попадется на глаза: хочет запускать околоземные спутники, вести разведку полезных ископаемых на астероидах, строить геостационарные космические корабли, участвовать в госконтрактах и частных проектах.
Компания сильно распылила средства и усилия инженеров.
Работая в Dauria Aerospace, я увидел трех разных менеджеров проектов, стоящих за инженером-конструктором. Утром инженеры построили небольшой спутник, днем — геостационарную станцию, а вечером — звездолет. Конечно, успех в космосе невозможен, когда силы настолько рассредоточены.
Еще одна компания, которая все еще работает, но находится в плохом финансовом состоянии, — S7 Space. Однако все начиналось хорошо, и были перспективы. Основатель компании Владислав Филев всегда подчеркивал, что он не мечтатель и его цель — зарабатывать деньги. У S7 Space не только есть бизнес-план, у нее есть и собственная космодром водного базирования «Морской старт» в порту Славянка в Приморском крае, а российские космические компании должны производить ракеты, используемые для запусков. Но они так и не были произведены, и бизнес прекратился.
Плавучий космодром «Морской старт». Фото с официального аккаунта S7 Space во ВКонтакте
— Есть ли примеры компаний, которые добились успеха и продолжают усердно работать?
— «СПУТНИКС», наверное, один из самых ярких примеров. Они вошли в область наноспутников – сверхмалых космических аппаратов, используемых в образовательных целях. Кроме того, спутник действительно очень маленький, размерами 10×10×10 см — такой формат называется «CubeSat».
СПУТНИКС прошел путь от стартапа до крупной компании. Сегодня они входят в дочернюю компанию АФК «Система» «Ситроникс», занимающуюся космической электроникой и дополнительно разрабатывающую микроспутники для космической съемки.
Космический микроспутник TabletSat 2U. Фото из официального аккаунта СПУТНИКС во ВКонтакте
Еще одно частное предприятие ОКБ «Пятое поколение» занимается разработкой малых космических аппаратов, проектированием микросхем и бортовой спутниковой аппаратуры. Российский Starlink — многоспутниковая группировка для передачи Интернета, создаваемая Бюро 1440. Ее специалисты разработали два прототипа спутников и запустили их при помощи Роскосмоса.
У «Газпрома» есть дочерняя компания «Газпром космические системы», которая существует уже более 20 лет и очень прибыльна. Они вывели на орбиту несколько космических аппаратов и предоставляют услуги спутниковой связи. Если говорить о примере российской SpaceX, то ближайшей аналогией являются «Газпром космические системы», хотя это и не совсем частная космическая программа.
——Оказывается, частная космическая отрасль в России весьма активна. Но почему так мало людей знают?
— В целом у российской частной космической отрасли хороший пиар. СМИ с радостью принимают даже голословные обещания. Взять, к примеру, новость о том, что в космос вот-вот полетят частные сверхлегкие ракеты. Было много пресс-релизов, об этом говорили федеральные СМИ, но ракеты никуда не летали. В этом проблема.
Частное освоение космоса слабо по масштабам и особых достижений не имеет.
Сравните это с Илоном Маском: он запускает машину в космос, его ракета взлетает и падает, красиво взрывается – и все за этим наблюдают. Он собрал стартовую площадку для сверхтяжелой ракеты без котлована: залил «пол» бетоном, поставил «табуреты», сверху поставил ракету, и она взлетела. Весь мир был потрясен, потому что никто раньше этого не делал.
О проблемах частной космонавтики
— Как вы оцениваете нынешнее развитие отрасли в России? Сможет ли он конкурировать с частной космической программой США?
——Российская гражданская авиакосмическая отрасль имеет множество проблем и не может добиться скачкообразного развития.
Слабая правовая сфера
Уже много лет ведутся разговоры о распространении механизмов государственно-частного партнерства на космическую деятельность. Фактически, они приняли поправку к закону несколько месяцев назад. Представители заявили, что изменения направлены на привлечение инвестиций в космическую отрасль и оказание государственной поддержки частным инициативам.
При участии Фонда «Сколково» и Роскосмоса был упрощен порядок лицензирования космической деятельности. Получить лицензию гораздо проще, чем 10 лет назад.
Однако разработки в правовом поле идут по остаточному принципу. То, что сделано до сих пор, — это лишь малая часть того, что требуется. Нынешняя юридическая готовность России к развитию частного освоения космоса сравнима с готовностью США около 30 лет назад.
Изоляция
Россия оказалась в жесткой изоляции, и с 2014 года всякая надежда на то, что частные космические компании смогут свободно конкурировать на мировом рынке, рухнула. Иностранные инвесторы не проявляют активности в инвестировании в российские компании, и в последние годы ситуация ухудшилась. Никаких зарубежных заказов – мы можем работать только на внутренний рынок.
Конкуренция с Роскосмосом
Это было резко выражено несколько лет назад: Роскосмос просто не позволяет частным компаниям закрепиться в своих сферах, например, в производстве ракет и геостационарных космических аппаратов. Теперь, когда конкуренция ослабла, государственные предприятия понимают, что им необходимо преследовать общие интересы. Роскосмос начал предлагать частникам доступ к своим испытательным стендам.
Но ни один частник не пожелал доставить ракету на стенд Роскосмоса и испытать ее.
— Почему это происходит? Никаких ракет?
— Строительство ракеты требует инвестиций. Инвесторы должны видеть рынок и его потенциал, но не видеть перспектив прибыли. Это приводит к следующей проблеме частной космонавтики: нехватке финансирования. Например, в США стартап, который еще ничего не сделал, может привлечь $50 или $100 млн инвестиций. В России это немыслимо: если ты получаешь столько, инвесторы будут стоять у тебя на душе и контролировать расходование средств.
— и попросить вернуть?
— Каждый месяц спрашивайте о возвратах и оглядывайтесь на то, что вы делали и что там писали. В западном венчурном сообществе и в российском венчурном сообществе совершенно разное отношение к деньгам. Они понимают, насколько высоки ставки и как работают стартапы. Здесь все выглядит иначе. Некоторые российские инвесторы не знают, сколько им нужно вложить в космический стартап, чтобы добиться успеха и добиться стабильной работы.
Если вы хотите построить спутниковую компанию, это будет стоить как минимум 100 миллионов долларов. Строительство небольшой ракеты стоит 200 миллионов долларов или больше. Сэкономить миллион или десять миллионов и сделать то же самое не получится. Лучше купите кофейню, назовите ее «Космос» и продавайте лавандовую лаванду с альтернативным молоком. Это был бы самый надежный способ быстро заработать деньги в космосе.
Инвесторы уйдут, когда поймут, что есть во что инвестировать.
О будущих покорителях космоса
«Но есть и положительные изменения. Например, проект Фонда содействия инновациям Space Pi. Его прямая цель — развитие частной космонавтики в России. Как вы думаете, это сработает?
——Прежде всего, это профориентационный проект. Школьники и студенты получили реальный опыт подготовки космического корабля и проведения всех необходимых технических и бюрократических процедур.
Команда учеников младших классов разработала блокчейн-модуль для хранения данных на небольших космических кораблях. Картинка с официального аккаунта Space-π ВКонтакте
Space-π — очень хорошая программа обучения технических специалистов Роскосмоса и частных компаний. Но нельзя сказать, что они созданы для того, чтобы создавать основателей стартапов, потому что на самом деле они не предоставляют бизнес-опыта.
Это оксюморон, но продавать ракеты гораздо сложнее, чем их строить.
Строительство — самая дорогая, но наименее сложная часть аэрокосмической отрасли. Ежегодно университеты выпускают сотни учёных-ракетчиков, которые полны энтузиазма больше, чем бизнесмены. Похоже, они сохранили менталитет ветеранов советской ракетной промышленности, для которых космический туризм означал вывоз в космос бездельников с миллиардами в карманах. Никто не думает о том, что этими миллиардами можно оплатить развитие, строить ракеты и перевозить космонавтов и туристов по национальным планам.
— Почему на «Спейс-П» не учат продавать ракеты?
— В российских университетах этому тоже не учат, потому что никто этому не учит. Может быть, люди из компании «СПУТНИКС» смогут поделиться своим опытом, потому что она умеет производить и продавать, по крайней мере, в страны, и вообще люди из компании имеют хороший опыт в маркетинге.
—— Но сможет ли Космос-π вырастить поколение космических гениев?
— В Южной Африке нет космической программы, но единственный взрослый космический гений — Илон Маск. Так что, гениев, может быть, и не бывает, но профессионалы, безусловно, есть. Программа оказалась весьма успешной как по количеству запущенных космических аппаратов, так и по опыту, полученному участниками проекта. Те, кто создал Космос-π, могут поставить памятник где-нибудь рядом с памятником Гагарину.
— Можно ли говорить о каком-то «русском Илоне Маске»? Есть ли у нас лидеры, которые могут вдохновить и привлечь инвестиции в космическую отрасль?
—— У нас нет таких людей. Какое-то время мне хотелось, чтобы Владислав Филев из S7 Spaces стал этим Илоном Маском. У него есть все возможности, кроме желания быть Илоном Маском.
Потом был момент, когда я сказал, что наш лучший пример Илона Маска — Дмитрий Рогозин: он пишет твиты, запускает ракеты и даже отправляет робота Федо в космос. Но сейчас бывший глава Роскосмоса больше не занимается аэрокосмической отраслью.
Сегодня нет никого, кого можно было бы назвать русским Илоном Маском.
Но кроме самого Илона Маска, американским Илоном Маском никого назвать нельзя. Ни один конкурент не продемонстрировал такой динамики, как SpaceX, даже многомиллиардные компании Джеффа Безоса и Blue Origin. SpaceX — это феномен.
О перспективах развития частной космонавтики
— Что нужно сделать России для развития частной космонавтики?
——Прежде всего, маршрут развития частного пространства должен быть объявлен на самом высоком уровне, чтобы чиновники всех уровней могли уловить сигнал о том, что частникам нужна помощь. Частное освоение космоса — это не дойная корова, на которой можно заработать, сдавая в аренду испытательные стенды и запуская запуски. Частный космический полет – это малыш, которого нужно держать на ладони, оберегать долгие годы и помогать развиваться, чтобы добиться успеха в далеком будущем.
Во-вторых, в соответствии с вышеизложенным указом должна начаться работа над принятием некоторых законов, которые способствовали бы развитию частной космонавтики. В США это все уже сделано, можно просто взять, перевести на русский, подписать и пользоваться.
В-третьих, мировоззрение должно измениться. В России оппозиция между «государственными предприятиями и частными предприятиями» очень очевидна. Частные торговцы не считаются частью экономики страны. Его рассматривали как инопланетное существо, забирающее средства, которые можно было использовать для важных государственных дел.
Это также объясняет отношение людей к финансируемым государством космическим технологиям: они не хотят делиться ими со стартапами. Это тоже необходимо исправить, чтобы могла развиваться частная космическая отрасль. В США все иначе: есть закон, который позволяет частным компаниям использовать технологии, созданные на государственные средства – они принадлежат народу. То есть любой предприниматель может прийти в архивы НАСА, выбрать проект разработки, в дальнейшем развить его в свой проект и заработать на этом деньги.
Наконец-то санкции снимаются. Любой частник заинтересован в максимальном охвате рынка, а российская экономика составляет менее 4% мировой экономики. Если сосредоточиться только на этой структуре и сосредоточиться только на внутреннем рынке, перспективы не особенно радужны. Единственный шанс выжить – построить компанию по госзаказу. Это обеспечит рабочие места, но не будет говорить о какой-либо конкуренции с Илоном Маском.
Несмотря на это, пока в стране есть таланты и мозги, у частной аэрокосмической отрасли есть перспективы развития. В России сильная аэрокосмическая отрасль, где можно учиться друг у друга, перенимать опыт и создавать что-то новое.
Еще интересного о космосе 🛰️ 10 неловких вопросов о космосе: ответы астронома Олега Угольникова Встречи с ангелами и еда в трубах: о Интернационале 7 популярных мифов о космической станции Астроном Владимир Сурдин: 6 удивительных чудес космоса Космическая станция «Мир»: история Одно из величайших достижений Советского Союза — Российские космонавты отправили в космос 10 необычных посланий