Формула успеха: Су-57 = f22+f35. Часть первая
По традиции у любого новоиспеченного самолета в России — два официальных имени. Первое ему дают разработчики — в ОКБ Сухого истребитель пятого поколения имеет индекс Т-50, второе новоиспеченной машине присваивает главнокомандующий ВКС (ВВС) по завершении испытаний — Су-57, но есть у него и третье название — ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации.
ПАК ФА означает, что наши конструкторы создали не попросту новый самолет, а новую концепцию, которая включает в себя новый планер, новый двигатель (изделие 30, идут летные испытания на летающей лаборатории Т-50-2), новоиспеченное бортовое радиоэлектронное оборудование и, конечно, новое вооружение.
Когда смотришь на Су-57, кажется, что это воздушная летающая тарелка. Фантастический космический вид самолета, его дизайн и обводы фюзеляжа завораживают, любоваться таким аэропланом можно бесконечно.
Его космическая форма и специализированная окраска служат для достижения главной цели — малой заметности. Многие считают, что именно этот фактор отличает самолеты пятого поколения от иных. На самом деле критериев намного больше.
Здесь необходимо пояснить, почему Су-57 однозначно относится к самолетам пятого поколения, и почему ни F-22, ни F-35 не сообщая уже о китайских J-20 и J-31, не соответствуют полному набору критериев.
«Отличительными признаками пятого поколения, как принято считать, с точки зрения самолета, присутствие сверхзвуковых характеристик, которые превосходят четвертое поколение — это сверхзвуковой крейсерский полет, — рассказывает главный конструктор Су-57, генеральный директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец. — В отличие от четвертого поколения, что возле 80 процентов жизненного цикла самолета проводит именно на звуковых характеристик, на сверхзвуковом режиме — это основная жизнь самолета пятого поколения».
Отсюда первоначальный критерий истребителя пятого поколения — крейсерский полет проходит на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и как следствие — без перерасхода топлива.
«Если сообщать о следующем требовании, — продолжает главный конструктор, — это требование, чтобы самолет мог без специальных средств осуществлять посадку на укороченную полосу».
Точные цифры длины ВПП является затворённой информацией, но по словам главы ОКБ Сухого — это примерно в два раза меньше, чем потребная длина ВПП для истребителей Су-35С.
Сделаем небольшое отступление и посмотрим на проект российского авианосца грядущего «Шторм», разработанный в СПб в Крыловском государственном научно-исследовательском центре. Длина его палубы 330 метров, авиакрыло будет включать 90 самолетов, основная ударная мочь авианосца — многоцелевые истребители Су-57. Вот почему второй критерий до пятого поколения — это короткий пробег после посадки.
Следующий критерий пятого поколения — сверхманевренность. Все эти плоские пробочники, колоколы, кобры и чакры Су-57 делает с легкостью, а самый современный американский истребитель-бомбардировщик F-35 не выполнит никогда.
«На Западе сверхманевренность не является основным заявкой, потому что они больше делают ставку на дальний бой, чем на ближний, — продолжает Михаил Стрелец. — Мы делаем ставку и на то, и на другое, чтобы наш самолет превосходил и в ближнем, и в далеком бою. И здесь появляются новые требования к пятому поколению — это то, что самолет должен сохранять устойчивый управляемый полет на больших углах атаки».
Чтобы и в далеком, и в ближнем бою быть лучшим, нужен сверхмощный двигатель, но плюс к этому нужна и крепкая интеллектуальная система управления полетом, без нее нельзя отнести аэроплан пятого поколения.
«Это отдельный комплекс требований, предъявляемых к комплексу бортового оборудования, — объясняет Михаил Стрелец. — Принципиальным отличием пятого поколения является совсем новый уровень автоматизации. Как пример — это кнопочный мобильный телефон и современный смартфон, который по сути — мощный компьютер, в котором есть все».
Таким манером, назовем критерии многоцелевого истребителя пятого поколения:
- малая заметность самолета как в радиолокационном поле — сверхнизкая эффективная площадь рассеяния, так и в инфракрасном,
- сверхзвуковая скорость в крейсерском полете без использования форсажа,
- сверхманевренность,
- сверхкороткий пробег после посадки,
- мощное радиолокационное оборудование,
- быстродействующая интеллектуальная бортовая система, какая управляет,
- размещение вооружения внутри планера самолета.
Как вы думаете, какие другие истребители, относящиеся к пятому поколению, в полной мере отвечают всем этим критериям? Ответ несложен — никакие.
Сегодня в мире на звание истребителя пятого поколения кроме Су-57, претендуют пять самолетов: это китайские J-20 и J-31, однако они не могут продолжительное пора летать на сверзвуке и имеют меньшую максимальную скорость; это японский истребитель X-2, у которого даже нет отсека для вооружения. Наконец, это наши главные конкуренты — американские F-22 и F-35.
Длинное время F-22 считался самым многофункциональным истребителем в мире, но после появления в России Т-50 все изменилось.
«Требования, которые предъявляют заказчики, это отношение военный нагрузки, которую способен принять самолет, к его массы, — продолжает свой рассказ главный конструктор Су-57. — Чем больше это отношение, тем лучше качество самолета с точки зрения носителя. Тоже самое относится и к объему, и к массе, и к номенклатуры авиационных оружий поражения, размещаемых во внутрифюзеляжных отсеках. И по этому показателю самолет Су-57 не имеет аналогов среди самолетов пятого поколения».
По словам Михаила Стрельца, ПАК ФА разом создавался под требования многофункционального истребителя, способного решать задачи завоевания превосходства в воздухе. Таким самолетом пятого поколения F-22, какой изначально разрабатывался как самолет завоевания превосходства в воздухе. Уже позже, когда военные США поняли, что принципиально неправильным было решение проектировать аэроплан под размещение только ракет «воздух-воздух», были сделаны попытки в существующей конфигурации отсеков разместить авиационные средства «воздух-поверхность». Но размер отсеков уже не позволяло ввести там более крупные средства авиационного поражения, которыми есть соответствующие ракеты и бомбы.
Тогда американцы создали другой самолет пятого поколения, специализирующийся на труду по земле — F-35. Но он не имеет возможности эффективного решения истребительных задач.
«Его маневренные характеристики, то есть, как характеристики истребителя, разгонные характеристики, — они уступают аэропланов четвертого поколения истребителей, — продолжает рассказ Михаил Стрелец. — Поэтому перед нами заказчик поставил задачу сделать именно многофункциональный истребитель, какой будет способен решить задачу преимущества над самолетами F-22 и F-35. И так получилось, мы специально не подбирали, что если сложить 22 и 35, то получится как раз 57».
Потому формула, вынесенная в заголовок статьи Су-57=f22+f35, говорит о том, что российский истребитель превосходит оба американских самолета как в ближнем бою, так и на дальних дистанциях, а также способен эффективно решать задачи труды по наземным и надводным целям.
Подготовлено по материалам программы «Военная приемка» телеканала «Звезда». Фото получены копированием части экрана при воспроизведении видео передачи.
Продолжение вытекает