Flight Global: программа CR929 набирает обороты

Новость опубликована: 02.11.2018
Источники: aviation21.ru

Программа разработки совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальмагистрального лайнера CR929 набирает витки, разработчики как с российской, так и с китайской стороны ищут поставщиков комплектующих, заключают с ними контракты.

В мае было объявлено, что совместное предприятие получило заявки от семи отечественных и зарубежных поставщиков двигателей. Месяцем ранее совместное предприятие CRAIC представило Росавиации и Администрации штатской авиации Китая предложения, касающиеся процедур сертификации лайнера. В июне CRAIC согласовало общий вид и геометрические размеры ВС. В июле Объединенная авиастроительная корпорация и COMAC подали официальную заявку на поставку шасси. В октябре к программе примкнула итальянская компания Leonardo, которая совместно с китайской стороной будет разрабатывать и производить композиционные элементы фюзеляжа самолета.

Уточнение геометрических характеристик лайнера внес определенность с его пассажировместимостью: вариант CR929-600 будет владеть до 280 кресел, CR929-500 — 250 мест и вариант CR929-700 сможет принять на борт до 320 пассажиров.

Ожидается, что в CR929 будет немало высокий пустой вес, чем у B787 и A350 при том же технологическом уровне двигателей. Предполагается использование в качестве силовой установки производных Rolls-Royce Trent 1000-TEN / 7000 или General Electric GEnx. Это согласуется с приведенной дальностью полета для версии CR929-600 равновелика 12 000 км, что аналогично 242-тонного варианта A330-300, в котором используются двигатели с более низкой тягой и более высоким удельным расходом топлива. Модель CR929-500 будет владеть дальность полета до 14000 км, а CR929-700 — до 10000 км.

На начальном этапе ОАК и Comac планируют оснащать двигателями самолет от одного из крупнейших западных производителей, в дальнейшем намечается использование российского двигателя ПД-14. GE Aviation и Rolls-Roys ответили на запрос предложений по двигателю в июле 2017 года. Pratt & Whitney также предложила разработать новоиспеченный двигатель на базе своих наработок.

Объединенная двигателестроительная корпорация подписала с АО «Авиадвигатель» контракт стоимостью более 66 млрд рублей на разработку до 2023 года демонстрационной силовой установки ПД-35-1 с тягой 32-34 тс. В двигателе будут представлены самые нынешние технологии, в том числе композитная вентиляторная лопатка турбины, керамические матричные композиты и усовершенствованные системы охлаждения.

Уровень тяги выбирался из расчета на начальный вариант лайнера — CR929-600, с учетом того, что аэроплан получается тяжелее, чем хотелось, плюс внимание к требованиям увеличенной версией -700.

Вариант предложения самолета с силовыми установками от разных производителей можно следить на среднемагистральном MC-21 корпорации Иркут, поставки которого намечены на первый квартал 2020 года. Заказчики самолета смогут выбирать вариант или с двигателями ПД-14, или с P&W PW1400G.

Выбор поставщиков ключевых систем и оборудования является долей этапа разработки Gate 3, который, как ожидается, будет завершено к середине 2019 года. Другие дальнейшие шаги включают завершения продувок моделей самолета в аэродинамических трубах и выбор конструкционных материалов.

CR929 планируется завести в эксплуатацию в конце 2020-х годов, однако, как и в любой другой новой программе разработки самолетов не будет неожиданностью возникновения задержек и смещение этапов на немало поздние сроки.

Производство самолетов будет налажено в Шанхае на мощностях Comac, что еще на один шаг приблизит Китай на пути к глобальному коммерческого аэрокосмическом базаре. Китайскому производителю легче будет наладить партнерские отношения с западными поставщиками и создать инфраструктуру продаж, маркетинга и поддержки своих собственных разработок.

С иной стороны, западные производители, которые участвуют в программе CR929, получат доступ к огромному рынку значительного потенциала, который представляет из себя китайская штатская авиация.

В тоже время глобальная напряженность в торговле, а именно между США и Китаем и эскалация торговой войны может увеличить стоимость западных систем и комплектующих, что самодействующи приведет к росту стоимости лайнера. Также может произойти сбой в цепи поставок западного оборудования, материалов и технологий.

Тем не менее, скорый экономический рост и увеличение пассажиропотока в Китае обещают растущий рынок новых авиалайнеров и, соответственно, хорошие продажи самолета в КНР. Российские авиакомпании также будут деятельно модернизировать флот в предстоящие годы. Поэтому рынок будет достаточно емким, чтобы на нем нашлось место для CR929.

Есть надежда, что сегодняшняя вырастающая напряженность в торговле будет относительно кратковременным явлением, а разработка и производство самолетов — это программы, рассчитанные на долгосрочный период.

Для ОАК и COMAC выглядит рискованным рассматривать льющуюся напряженность в качестве движущей силы в процессе отбора поставщиков, потому что после выбора ключевого поставщика, будет сложно изменить его в ходе реализации программы.

Сообразно прогнозу FlightGlobal, за десять лет после начала продаж CR929 CRAIC может разбить дуополию Airbus и Boeing. Прогнозируется, что поставки CR929 и иных типов широкофюзеляжных самолетов будут иметь общую совокупную стоимость в $110 миллиардов.

Большая часть спроса неизбежно будет поступать из России и Китая, у партнеров уже кушать самолеты ARJ21, C919, SSJ100 и MC-21. С 305 заказов C919 255 — от китайских авиакомпаний и арендодателей, а также 206 из 223 заказанных ARJ21. ОАК имеет уже 175 твердых заказов на МС-21, в крышке октября в России поднялся в небо 171 SSJ100, Аэрофлот в сентябре подписал соглашение на поставку в ближайшие годы еще 100 этих региональных аэропланов.

По прогнозу Flight Global большая часть спроса на CR929 поступит из Китая (61%), при этом в России и СНГ ожидается 11% поставок. В небольших числах прогнозируются поставки в Африку, Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток.

Кроме авиакомпаний, размещают заказы на CR929, ранние поставки, скорее итого, будут поступать от китайских операционных арендодателей. Эти покупатели будут проявлять активность, учитывая их заказ на ARJ21 и C919. Тем не менее, несуществующий самолет может потребовать у них беспокойство. Лизингодатели и финансисты не будут уверены в ликвидности и остаточной стоимости CR929 пока программа находится в начальной стадии разработки, и не доказана целесообразность ее финансирования.

На грядущем Airshow China-2018 в Чжухае аэрокосмический мир ожидает узнать больше об этой амбициозной российско-китайской программе и получить более подробную информацию о поставщиках, технологии и характеристики ВС.

По материалам издание Flight Global
Фото (с) Comac America