Электрические самолёты и «зелёная» авиация: ЦИАМ на XIX Фестивале молодежи и студентов
В труду XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (ВФМС в Сочи принял участие генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова» (входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Михаил Гордин.
Он рассказал участникам научно-образовательной программы «Транспорт грядущего» о перспективах развития авиационных и аэрокосмических транспортных систем, их новых задачах и возможностях.
«В настоящее время приоритетными сегментами для отечественного авиастроения являются воздушные корабля (ВС) местных и региональных воздушных линий. Государственная стратегия, направленная на поддержку развития этих сегментов, позволит избавиться от прямой конкуренции с традиционными лидерами базара магистральных ВС и решить масштабные социально-экономические проблемы России, ряда стран мира, в том числе государств — членов БРИКС», – подчеркнул Михаил Гордин.
Среди ключевых технологических заявок к перспективных региональных ВС в условиях радикального повышения трафика он назвал повышение экономичности, экологичности и обеспечения безопасности полетов. «Возможности традиционной аэродинамики и двигателестроения ограничены, – отметил он. – Всеобщий потенциал повышения эффективности конструкции ЛА в целом и его силовой установки за счет использования традиционных технологий в ближайшей перспективе не превышает 35-40% от сегодняшнего степени. Обеспечить конкурентоспособность российской авиатехники к 2030 году смогут прорывные технологии, в том числе электрификация».
Михаил Гордин подчеркнул, что важным утилитарным шагом к созданию полностью электрического самолета является создание гибридной силовой установки (ГСУ). Над проектом работают входящих в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» предприятия: СибНИА, ЦАГИ, а также ЗАО «СуперОкс». Основным исполнителем является ЦИАМ.
Главная особенность ГСУ, макет которой Институт впервые представил общественности на МАКС-2017, – применение электрического оборудования с эффектом высокотемпературной сверхпроводимости. Сверхпроводники помогают сбросить физические ограничения повышения мощности двигателя при сохранении высоких удельных характеристик. Плановая мощность ГСУ – 500 кВт, или 680 к. с.
«Чтобы поднять в атмосфера самолет на 19 пассажиров, нужно четыре таких двигателя общей мощностью примерно 2 мегаватта», – резюмировал Михаил Гордин.
Сообразно мировым прогнозам, первые полностью электрические пассажирские самолеты на 150 человек появятся к 2050 году. Благодаря их использованию перелеты сделаются более надежными, экономичными и менее вредными для окружающей среды.
Михаил Гордин также коснулся научно-технические вопросы развития транспортных БЛА и поделился с участниками Фестиваля своим видением развития транспортных систем грядущего, соответствующих отраслей промышленности и областей науки.
О «зеленом» самолете HEXAFLY-INT и о работе Института в этом направлении участникам Фестиваля рассказал на панельной дискуссии «Авиация грядущего» заместитель генерального директора по аэрокосмическим двигателей ЦИАМ Александр Прохоров.
Участники «Авиации будущего» обсудили способы повышения экологичности авиации, использования альтернативных ключей энергии. Было отмечено, что доля авиации в структуре загрязнений окружающей среды от всех мировых источников – 3%. Из-за растущего всемирного спроса на пассажирские и транспортные перевозки количество самолетов в парках авиакомпаний постоянно увеличивается. Следствием этого является глобальный рост авиационных выбросов в атмосферу, потому нормы по выбросам для двигателей должны усиливаться. «Зеленый» самолет – это самолет с меньшим уровнем выбросов, менее шумный, сделан с применением материалов, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Александр Прохоров подчеркнул, что, с точки зрения уменьшения эмиссии вредных веществ, решение проблемы может заключаться в переходе на альтернативные облики топлива или повышения эффективности двигателей, работающих на авиационном керосине. «В более далекой перспективе – это применение электрических двигателей и топливных элементов», – заявил специалист.
Детально докладчик остановился на работах с большого международного проекта гиперзвукового гражданского самолета будущего HEXAFLY-INT, реализуемому ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ, МФТИ совместно с Европейским Космическим Агентством и ведущими компаниями Франции, Германии и Италии. В качестве топлива для этого «травяного самолета» рассматривается водород, что, соответственно, уменьшит количество вредных выбросов в атмосферу.
Учитывая, что у нас в стране и за рубежом ведутся работы по созданию перспективных аэропланов и возрастает актуальность проблем снижения уровня эмиссии вредных веществ и шума, электрический и «зеленый» самолеты вызвали у молодежной аудитории неподдельный заинтересованность. Вполне возможно, что в реализацию этих проектов вложат свои силы и энергию и участники Фестиваля.