Экспорт самолётов SSJ 100 и МС-21 в ближайшие 8 лет превысит $7,6 млрд
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития вывоза гражданской продукции авиапрома до 2025 года. Целью документа заявлен устойчивый рост экспорта российских гражданских самолетов. По прогнозам экспертов области, объем экспорта самолетов SSJ 100 и МС-21 в ближайшие 8 лет превысит $7,6 млрд, об этом пишет ульяновский журнал для бизнеса «Деловое обозрение».
В отечественном самолетостроении ныне один экспортный продукт – региональный самолет «Сухой Суперджет 100». Проект реализует АО «Гражданские самолеты Сухого». Ульяновский завод «Авиастар-СП» участвует в производственной кооперации – монтирует интерьер лайнеров.
Совершенно недавно, в сентябре 2017 года в небо поднялся 140-й «Сухой Суперджет 100». Преимуществом проекта считают экономическую эффективность эксплуатации по сравнению с аэропланами «Эмбраер E-190 и «Бомбардье» CRJ-900. Кроме того, сильными сторонами проекта называют одни из лучших на момент выхода на базар характеристики и наивысший в своем классе уровень комфорта пассажиров. Но у регионального самолета «Сухой Суперджет 100» нет модификаций разной размерности, что не дает авиакомпаниям гибкости в формировании своих парков, отмечается в Стратегии. Для того чтобы конкурировать с лайнерами «Эмбраер» E-190E2 и «Мицубисши» MRJ-90, ОАК планирует реализовать масштабную программу улучшений SSJ 100.
Перспективным для вывоза среднемагистральным самолетом называют новый лайнер МС-21. Первый полет МС-21 состоялся 28 мая 2017 года, сейчас воздушное судно проходит испытания. Ожидается, что первые поставки самолета авиакомпании завяжутся в конце 2018-2019 годах.
В кооперации по производству МС-21 участвуют два ульяновских предприятия. АО «Авиастар-СП» изготавливает обшивки, панели, стрингеры, шпангоуты, двери, подкилевой отсек, отсек вспомогательной силовой установки, хвостовое оперение (киль и стабилизатор) и агрегаты.
АО «АэроКомпозит» изготовляет силовые элементы консоли крыла МС-21. Это позволяет создавать длинномерные интегральные композитные конструкции единым монолитом без дополнительного крепления, так, панель консоли крыла длиной 18 метров.
МС-21 станет первым пассажирским самолетом с композитным крылом, изготовленным по новой технологии. Впервые в практике всемирного авиастроения отечественные специалисты освоили данную технологию применительно к силовым элементам консолей крыла.
Преимущество МС-21 перед самолетами «Эйрбас A320, A320 NEO, Boeing 737 и Boeing 737 MAX – экономической эффективности эксплуатации, говорится в Стратегии. Иные сильные стороны проекта – в наличии версий МС-21-300 и МС-21-200, в большей мере соответствуют прогнозным потребностям рынка, чем конкуренты. Заявленное преимущество по характеристикам на степени 7% достигается в том числе за счет использования полностью композитного крыла. К рискам проекта относят задержку сроков прохождения российской и интернациональной сертификации и недостижение заявленных характеристик ввиду новизны применяемых технических и технологических решений.
Наибольшие потребности в среднемагистральных самолетах существуют в Евросоюзе, Китае, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Нордовой Америке. В 2017-2025 годах прогнозируется спрос на 2620 среднемагистральных самолетов вместимостью более 140 кресел в ЕС, 1990 самолетов в Китае, 1975 аэропланов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и 1900 самолетов в Северной Америке. 75% зарубежного рынка среднемагистральных самолетов в сегменте свыше 140 кресел на 2017-2025 годы уже законтрактовано. С учетом степени конкуренции приоритетными в среднемагистральном сегменте являются рынки Китая, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, считают в российском правительстве.
По оптимистическому сценарию Стратегии в 2018-2025 годах на вывоз будет поставлено 215 лайнеров «Сухой Суперджет 100» и МС-21 на общую сумму $7 млрд. 650 млн.