Дело в тросе или из-за чего мог отказать двигатель разбившегося L-410 в Хабаровском крае
/>
Производитель самолета Let L-410 Turbolet уже признавал положительные неисправности в этой модели и рекомендовал не поднимать ее в воздух до ремонта.
На прошлой неделе МАК назвал предварительную причину аварии винтового самолета Let L-410 Turbolet в Хабаровском кромке. Комиссия говорит, что самолет упал из-за нештатной работы правого двигателя винт мог перейти в режим реверса. Издание Life.ru выяснило, что еще в прошедшем году производитель самолета признавал наличие заводской проблемы в двигателе с регулятором оборотов винта. Завод разослал тогда всем авиакомпаниям, какие используют L-410, экстренную директиву с требованием «приземлить» лайнеры для общей проверки тросов.
В распоряжение редакции попала директива летной годности, выпущенная заводом-производителем (чешским Aircraft Industries) в 2016-м. Этот документ рассылают всем авиакомпаниям-эксплуатантам, если желая бы в одном самолете нашли неисправность.
Директива, с которой ознакомился Лайф, имеет высокий приоритет и посвящена неполадки в двигателе. Послание прикасается всех самолетов L-410 UVP-Е20, выпущенных с 2008 года (именно такая модель потерпела крушение). У «братьев» упавшего самолета отыщи опасную конструктивную «болезнь» склонность к обрыву троса управления винтом. Завод требовал немедленно после получения уведомления приостановить полеты лайнеров этого образа. В воздух они могли подняться только после проверки состояния троса и, при необходимости, его ремонта. Все расходы завод брал на себя.
Упомянутый трос отвечает за регулировку витков и так называемый шаг винта. Например, перед посадкой конфигурацию винта необходимо изменить: развернуть лопасти под другим углом. Современные самолеты умеют самодействующи изменять положение лопастей в зависимости от условий полета. Если автоматика откажет, пилоты с помощью гидравлики вручную изменяют положение лопастей.
Но, если предположить, что незадолго до захода на посадку в L-410 этот трос оборвался, экипаж не смог бы даже вручную поменять порядок работы винта.
Двигатель, по мнению МАК, ушел в режим обратной тяги (реверс). Стоило лопат замедлить или изменить частоту оборотов, аэроплан накренился вправо из-за увеличения лобового сопротивления. Экипаж, который, кстати, был очень опытным, ничего не успел сделать высота была итого 150 метров. Лайнер начал разворачивать, и он практически плашмя упал в перелесок близ аэродрома.
Если двигатель не зафлюгировался, а перешел на реверс, то там такое сопротивление возникнет, что никаких рулей не достанет [вытащить]. L-410 болезненно реагирует на отказ двигателя и лобовое сопротивление. Если на таком типе самолета экипаж за три секунды не успеет парировать, процесс становится необратимым, рассказал Лайфу завоёванный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. В таком случае могло бы помочь, если бы они убрали левый двигатель на небольшой газ. Тогда бы разворачивающий момент оказался меньше. Но здесь все происходило мгновенно, экипажу было не до какого-то троса какими бы квалифицированными они не были, вряд ли могли что-то сделать на подобный малой высоте.
Флюгирования это когда лопасти винта поворачиваются «в профиль». Делается это как раз для того, чтобы уменьшить лобовое сопротивление в случае несогласия двигателя.
Тогда, летом 2016-го, Aircraft Industries писала, что, если трос находится в неправильном положении или частично перетерся, полеты на L-410 необходимо кончить до устранения.
А сейчас все «турболеты» в Хабаровском крае снова оставили на земле до выяснения причин. На место приехали представители двух чешских заводов: GE Aviation Chech, какой произвел двигатель, и упомянутый Aircraft Industries. Они изучают обломки. Вскоре после трагедии прозвучали заявления производителей о том, что они готовы увеличить выпуск такого образа самолет и уверены в его надежности.
В распоряжение Лайфа попали архивные записи о катастрофы, аварии и инциденты с L-410. Из них следует, что как минимум семь аэропланов были потеряны из-за отказа двигателей, в том числе при следующих неправильных действиях экипажа.
А в 1995 году произошла авария, пугающе вылитая по сценарию на нынешнюю катастрофу. Самолет, принадлежавший «Украинским авиалиниям», перегоняли в Гондурас. При заходе на посадку неожиданно изменился режим работы левого двигателя: он ушел в порядок обратной тяги, или реверса. Экипаж не успел парировать возникший момент, что крутит, не успел ни выключить мотор, ни изменить угол лопастей. На дистанции двух километров от полосы самолет врезался в землю левым крылом. Оба пилоты, получив серьезные травмы, выжили. Именно о внезапном включения реверса как о вероятной причине катастрофы под Нельканом писал МАК.
Между тем Следственный комитет возбудил уголовное дело и конфисковал записи с черных ящиков. Силовики держатся двух версий, которые выбрали в первый день после трагедии: отказ техники и человеческий фактор.
Маленький 19-местный «турболет» поутру 15 ноября заходил на посадку вблизи поселка Нелькан в Хабаровском крае. На борту было два члена экипажа и пятеро пассажиров, в том числе трехлетняя девочка. Неожиданно аэроплан накренился на правый борт и упал в перелесок на расстоянии полутора километров от взлетной полосы. В катастрофе выжил только ребенок предварительно, девочку прикрыли сломались кресла. Ее с травмами привезли в больницу, прооперировали, и сейчас ее жизни ничего не угрожает.