ЦИАМ представил на МАКС-2017 концепцию турбоэлектрического двигателя
Национальный исследовательский середина «Институт им. Жуковского» показал на МАКС-2017 модель демонстратора гибридно-электрического турбовинтового двигателя с использованием легких высокотемпературных сверхпроводников, разработка какого ведется в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ).
На стенде ЦИАМ был продемонстрирован макет концептуального двигателя класса 500 кВт. Принятие решения о финансировании проекта ожидается в крышке этого года.
По словам Михаила Гордина, генерального директора ЦИАМ, двигатель будет настроен с газовой турбиной для подачи электроэнергии на электродвигатель, вертящий шестилопастной пропеллер. Резервная батарея будет подавать питание, если газовая турбина или двигатель не работают.
Несмотря на то, что представленная концепция сравнительно условная, проект распределения электропитания будет уникальным. Большинство аэрокосмических компаний, работающих с электродвигателями, избегают использования сверхпроводников из-за опасений их большенного веса и возможных электромагнитных помех для другой электроники.
ЦИАМ намерена использовать новые материалы, обладающие свойствами сверхпроводимости, разработанные и произведенные российской стартап-компанией СуперОкс. По словам Гордина, материал СуперОкс является легким, но масштабируемым для мощных энергетических установок. «Также новоиспеченный сверхпроводник снижает влияние помех, но это еще надо проверить на демонстраторе технологий», — добавляет он.
«Если финансирование программы начнется в конце этого года, в ЦИАМ надеются протестировать демонстратор мощностью 500 кВт на летном испытательном стенде в течение трех лет, а затем продемонстрировать систему класса 2 МВт для 19-местного самолета», — сообщает Гордин. Он добавляет, что нужна мощность силовой установки самолета может быть снабжена четырьмя двигателями по 500 кВт или одной на 2 МВт.
По материалам НИЦ «Институт им. Жуковского», ЦИАМ, ЗАО «СуперОкс» и отраслевого издания FlightGlobal.