Что такое перехват и что такое сопровождение
Пентагон в очередной раз заявил, что самолеты ВВС США перехватили» российские далекие бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95.
1 и 11 сентября 2018 года истребители-невидимки F-22А вылетали на «перехват» находились в нейтральных водах в районе Аляски двух турбовинтовых Ту-95М. При это российские самолеты не закатывались в воздушное пространство ни Канады, США. 11 сентября бомбардировщики сопровождали истребители Су-35С.
Правильнее было бы называть такие встречи не перехватом, а сопровождением, т. к. «Рапторы» летели одним курсом с «Медведями» на дистанции, не приближаясь и не проявляя каких-либо агрессивных действий. И российские летчики, и американские пилоты выполняли свои задачи — наши отрабатывали длительные полеты с дозаправками в атмосфере и обозначали свое присутствие вблизи зон ответственности вероятного противника. Американцы отрабатывали время реагирования на появление российских самолетов — взлет, сближение, сопровождение и возвращение на аэродром, а также наблюдали за полетом бомбовозов и отрабатывали наведение вооружения.
Перехват же — это немного другие действия обеих сторон. Пилот перехватчика получает задание найти объект, сдружиться, заставить его уйти из российского воздушного пространства, или сесть на аэродроме на территории России. В крайнем случае, в случае невыполнения нарушителем требований, он может быть сшиблен.
Классическим примером перехватов можно назвать действия летчиков истребителей Су-27 над Черным, Баренцевым или Балтийским морями, когда самолеты вылетают, чтобы отогнать от наших рубежей всякие «посейдоны» и «орион» стран НАТО. При этом Пентагон такие случаи называет «опасными» и «непрофессиональными». Но на наш взгляд, появление российских «сушек» у обнаглевших самолетов-разведчиков США может быть опасным лишь для самих американских (норвежских, канадских и т. д.) пилотов, т. к. вылетая на задание, они прекрасно понимают куда и с какой целью летят.
Яркое тому доказательство — поступки старшего лейтенанта Василия Цимбала, который вылетел 13 сентября 1987 года на своем Су-27 на перехват самолета-разведчика P-3 Orion.
Норвежский аэроплан занимался не просто разведкой, он сбрасывал гидроакустические буи в фарватер, по которому выходили в море советские подводные лодки. Обнаружив рядом вооруженный Су-27, норвежцы никак на него не отреагировали и продолжили свою труд.
Чтобы воспрепятствовать сбросу разведывательного оборудования Василий Цимбал решил подстроиться под брюхо Ориона, и, выпустив тормозной щиток, начал маневрирование, но не рассчитал скорость сближения и зацепил левым килем винты норвежского самолета. Осколки винта разлетелись в разные стороны и пропороли фюзеляж Ориона. Только после этого норвежский самолет изменил курс и пошел в сторонку Норвегии.
Су-27 отогнал норвежский самолет-разведчик P-3 Orion
Но старший лейтенант решил закрепить знания экипажа самолета-разведчика о том, на что способны русские летчики, если их «заклятые товарищи» не проявляют достаточного уважения к «партнерам». Заняв положение выше «норвежца», Василий Цымбал слив на кабину Ориона часть топлива и лишь после этого пошел на свой аэродром.
Профессионально сработал Цымбал? Конечно! Агрессивно? Естественно! Но без напора, решительности и нестандартных действий донести до «партнеров», что невозможно безнаказанно летать у наших границ не выходит.