БПЛА с автономной системой навигации запатентован в Самаре

Новость опубликована: 22.05.2018
Источники: aviation21.ru

Российская федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам выдала патент Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева на разработанный в вузе беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Фотон 601».

Разработка ученых Самарского университета гораздо выделяется на российском рынке беспилотных систем благодаря совокупности принципиально новых характеристик. В университете считают, что разработка вуза по своим характеристикам превосходит работающие аналоги.

Одно из главных преимуществ «Фотона» — независимость от навигационных систем типа GPS и ГЛОНАСС. Полную автономность БПЛА обеспечивает встроенный альтернативный навигационный блок, разработанный в Самарском университете. Он основан на принципах оптической навигации. Благодаря опорным точкам, заблаговременно выставленных на протяжении маршрута, беспилотник способен ориентироваться на местности с помощью «технического зрения» и корректировать курс без использования спутниковых навигационных сигналов.

Разработчики помечают, что автономная навигация позволит существенно увеличить радиус действия аппарата до 400 км в сравнении с другими беспилотниками и повысит его надежность.

Продолжительность полета БПЛА Самарского университета достигает 24 часов. «Сейчас в России популярных аналогов таким аппаратам нет. Есть много беспилотников с различными видами полезной нагрузки, но все они исключительно локального применения», — подчеркнул директор Середины беспилотных систем университета Антон Назаров.

Контроль за блоками и узлами БПЛА в течение всего полета осуществляется с наземной станции управления. При утрате радиосвязи «Фотон 601» автоматически возвращается на место взлета и совершает посадку. Если на пути «домой» связь восстанавливается, то беспилотник опять возвращается на исходный маршрут для завершения полетного задания. При этом за аппаратом можно следить как в видимом спектре, так и в инфракрасном диапазоне.

Источников столы в два БПЛА — система солнечных панелей и двигатель внутреннего сгорания. Сейчас молодые ученые Самарского университета работают над получением максимально рослой эффективности солнечных панелей на борту БПЛА. Их цель — обеспечивать полет БПЛА исключительно на основе солнечной энергии, что позволит аппарату перебежать на более высокий уровень автономности (до 32 часов)

«Фотон 601» предназначен для проведения научных экспериментов. Он оснащен двумя видами камер на гиростабилизированном подвесе, также на нем можно ввести другую полезную нагрузку массой до 8,5 кг

Кроме этого БПЛА может и уже решает гражданские задачи, среди них: мониторинг проблемных участков магистральных трубопроводов нефтяных компаний, обследование гидросооружений, выявление несанкционированных свалок, контроль за добычей природных ресурсов, поддержка в сфере картографии, геодезии.

Беспилотник успешно отработал девять испытательных полетов, в ходе которых были протестированы режим автоматического полета, возможность изменения маршрута, а также управление здоровой нагрузкой — передача видеоинформации и ее качество.

Как рассказали «Авиации России» в Центре беспилотных систем, возможности БПЛА «Фотон 601» уже заинтересовали экологические структуры, нефтяные компании, а также силовые ведомства.

Технические характеристики:

Длительность полета — до 16 часов
Крейсерская скорость — 120 км/ч
Дальность передачи видео — до 120 км
Высота полета — до 5000 метров над землей
Способ старта/посадки — пусковая установка/ парашют
Порядки полета — Авто/ручной
Взлетная масса 50 кг

Целевая нагрузка:
Видеокамера — Зум 10х
Тепловизор — 640×480
Модуль автоспоровождения цели
Двухосевая гиростабилизированная перрон