Производитель самолетов-амфибий Бе-200 ТАНТК имени Бериева ведет переговоры с США о заточенье крупнейшего экспортного контракта стоимостью $3 млрд на поставку этих самолетов.
По экспертным оценкам, контракт имеет неплохие перспективы, поскольку лесные пожары в Нордовой Америке случаются не реже чем в России. Техника для их тушения в США находится в очень запущенном состоянии, а сопоставимых конкурентов у таганрогского самолета нет.
О переговорах по поставке 10 амфибий Бе-200 для тушения лесных пожаров в США в крышке мая сообщил генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» Юрий Грудинин. «Контракт с американцами может быть подписан на 10 аэропланов, его ориентировочная цена — $3 млрд , — приводит его слова газета «Молот» (Ростов-на-Дону). — Также рассматривается возможность организовать лицензионное производство на территории третьих краёв, в частности, частично локализовать выпуск амфибии Бе-103. Это Китай, Франция, и сейчас планируем выход на рынок Америки, так как там развита авиация такого класса», — уточнил Грудинин.
Основными эксплуатантами Бе-200 российские МЧС и Минобороны, но экспортные планы бывальщины заложены в программу производства самолета с самого начала. Первой страной, которая приобрела Бе-200 еще в 2004 году, была Италия, сквозь четыре года модель поступила в эксплуатацию МЧС Азербайджана, в 2015 году решение приобрести четыре Бе-200 в противопожарной модификации приняла Индонезия. В ноябре 2016 года на авиасалоне в китайском Чжухае был заключен контракт на поставку двух амфибий в КНР. Тогда же впервые сделалось известно, что к Бе-200 проявляют интерес американцы.
«На сегодняшний день в силу определенных экономических причин во многих странах мира, в том числе раскрученных, авиапарк состоит из очень устаревших воздушных судов, — комментирует перспективы американского контракта известный авиационный эксперт, руководитель консалтинговой группы InfoMost Борис Рыболов. — Это особенно характерно для США, где для тушения пожаров используются самолеты времен чуть ли не Второй мировой войны. Они уже не могут эффективно работать, но долгое пора покупать новую технику в Америке считалось экономически невыгодным. Тем временем пожары стали настоящим бедствием и в Штатах, и в Южной Европе — Франции, Испании, Италии, наносит колоссальный экономический ущерб. Потому если сейчас действительно начались серьезные переговоры о закупке российской техники, значит, ситуация в этих странах требует срочных решений». — сообщает Рыбак.
По его словам, Бе-200 является практически единственной современной машиной из всей авиационной техники в мире, которая используется в противопожарных мишенях: «Из ведущих мировых производителей амфибиями никто не занимается — слишком экзотично, а до недавнего времени на мировом рынке и продать было невозможно». Потому фактор антироссийских санкций, по мнению эксперта, вряд ли станет критичным для сделки. Скорее основным слабым звеном на данный момент является двигатели Д-436 украинского производства завода «Моторсич», какими оснащается Бе-200. В феврале заместитель главы Минпромторга РФ Олег Бочаров сообщал, что власти Украины запретили поставлять в Россию двигатели этого образа для гражданских самолетов.
Проблему с двигателями ТАНТК имени Бериева рассчитывает решить к концу десятилетия. Уже в 2020 году, сообщил недавно Юрий Грудинин, для Бе-200 планируется поставить первоначальный двигатель российско-французского производства SaM146, процесс перехода уже запущен. «Мы можем в любой момент сделать ремоторизацию, в том числе и тех самолетов, которые есть в эксплуатации», — отметил руководитель ТАНТК имени Бериева. Кроме того, двигатель российского производства ПД-14, разработанный для нового пассажирского самолета МС-21, может быть введён на многоцелевой самолет-амфибию А-42, разработка которого началась еще в советский период. Это позволит увеличить дальность полета до 8,5-9 тысяч километров и скорость забора воды до 25 тонн по 25 секунд.