Авиакомпания «Россия» пытается остановить утечку кадров за рубеж
/>
Российские авиакомпании пытаются кончить утечку летных кадров за границу. В частности, авиакомпания «Россия» (входит в «Аэрофлот») планировала подготовить письмо авиационным властям Бермудских островов с мольбой не подтверждать валидацию российских пилотских удостоверений. Пытаясь прекратить отток кадров, Москва перестала подтверждать китайским работодателям пилотские подтверждения российских пилотов. Но, как поясняют источники издания «Коммерсант» в отрасли, в КНР нашли обходной путь: на Бермудах зарегистрирована почти вся летающая в РФ иностранная авиатехника, и в этой базе этих хранится информация о летали на ней пилотах.
Авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»; за полгода перевезла почти 5 млн пассажиров) ищет способы приостановить отток летных кадров, вытекает из протокола совещания, которое состоялось в компании на прошлой неделе. Участники встречи решили принять меры для укомплектования штата компании. В частности, перевозчик проанализирует сокращённый летный состав «в соответствии с их подготовкой на определенный тип воздушного судна», а также список пилотов, которые, находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, одновременно трудятся за рубежом. Данные на уволенных пилотов, которые летают на Boeing 737 и 767, должны быть переданы в службу развития персонала для привлечения летного состава». Параллельно руководство «России» планировало подготовить послание авиационным властям Бермудских островов (там зарегистрирована большая часть гражданской иностранной авиатехники, эксплуатируемой в РФ) с просьбой не подтверждать валидации пилотских удостоверений российских пилотов.
О том, что в Китай и иные страны Азии с авиакомпаний РФ пошли уже более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов, «Ъ» сообщал 9 июня. Основной причиной ухода пилоты именовали плохие условия труда и разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. Глава Росавиации Александр Нерадько направил телеграмму в авиакомпании с мольбой до 15 июня сообщить количество уволенных для выезда на работу за границу пилотов с начала 2015-го и до 1 июня 2017 года. Тогда же сделалось известно, что Росавиация перестала отвечать на запросы КНР о валидации российских пилотских удостоверений.
В авиакомпании «Россия» признали «Ъ» «незначительный дефицит летного состава», добавив, что для дальнейшего формирования маршрутной сети «будут измерить из наличия летного персонала». В «России» пояснили, что на Бермудах и в Ирландии (там также регистрируют самолеты, что летают в РФ) по договору существует валидация пилотов авиакомпаний, какие летают на этих воздушных судах. Но валидация «не индивидуальная», когда пилот уходит из авиакомпании, его данные удаляются из списка и валидация недействительна. Гендиректор штатских авиационных властей Бермуд Томас Данстен пояснил «Ъ», что ИКАО дала ведомству полномочия признавать лицензии пилотов стран-членов организации, но с РФ договоренность подписано отдельно: за него российские авиавласти сами признают лицензии российских пилотов, которые летают в РФ на иностранной технике, зарегистрированной на бермудских островах.
Впрочем, ключ «Ъ» среди пилотов уверяет, что «регистрация самолета содержит в том числе информацию о летный состав, который его эксплуатировал». «Поскольку сейчас китайская сторонка не может получить ответа от российских властей на запросы пилотов, ей приходится обращаться к власти Бермуд, где данные о летном составе самолета той или другой авиакомпании хранятся несколько десятков лет», объясняет он. Представитель «России» добавил, что компания выступает с инициативой разработки механизма временного приостановления поступки летных свидетельств пилотов на то время, когда они декларируют увольнении с летной работы по семейным и другим обстоятельствам, но не освобождаются авиакомпании.
Источник Ъ, известный с ситуацией, говорит, что проблема дефицита пилотов в РФ «обострилась на фоне огромного роста пассажиропотока». За январьиюнь роста перевозок в России составил 21,5%, до 46,2 млн человек, при этом на интернациональных рейсах рост составил 37,6%, а за июнь 43,4%. «Авиакомпании пополняют парк, чтобы удовлетворить спрос, и сталкиваются с нехваткой экипажей», сообщает собеседник «Ъ». По данным «Ъ», на 1 июля 2016 года перевозчики РФ эксплуатировали 491 самолет Boeing и Airbus, на начало июля 2017 года этот парк вытянулся до 570 машин. Основной прирост зафиксирован в сегменте дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов типа А330, B777/747 и узкофюзеляжных А321 и B737.
В «России» сообщают, что постоянно улучшают систему материального вознаграждения летного состава». В июне руководство «Аэрофлота» ввело единовременные выплаты для пилотов при трудоустройстве в «Аэрофлот», так и «Россию»: от 500 тыс. руб. для КВС и от 250 тыс. руб. для вторых пилотов. В «России» также работает приказ, по которому любой сотрудник, по рекомендации которого в компанию пришел КВС или второго пилота, получает 150 тыс. и 100 тыс. руб. соответственно. Источник «Ъ», ближний к компании, сообщил, что зарплата летного состава «полностью соответствует общероссийской и находится в верхнем диапазоне рынка»: в КВС при 80 часов налета в месяц может достигать 430 тыс. руб.
Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев сообщает, что с нынешним курсом рубля любая авиакомпания РФ «неконкурентоспособна на мировом рынке по уровню зарплат летного состава». Как показывает практика прошлых лет, в этап интенсивного роста перевозок компании вынуждены устраивать гонку зарплат, сманивая специалистов, что приводит к снижению требований к кадрам и привлечения иноземных пилотов, отмечает он. Но эта гонка заканчивается уходом наиболее закредитованных компаний с перегретого рынка, появления безработных специалистов и новым витком оттока кадров за рубеж, заключает господин Пантелеев.