Авиакомпания Air Berlin объявила о банкротстве
Немецкая авиакомпания Air Berlin известила о начале банкротства. Это произошло после того, как один из основных акционеров арабский авиаперевозчик Ethihad Airways отказался продолжать финансировать хронически убыточную компанию. Денежек, выделенных правительством Германии, хватит лишь на три месяца операционной деятельности, после чего начнется процесс распродажи, пишет Газета.гы.
Вторая по размеру авиакомпания Германии Air Berlin объявила о начале банкротства. Об этом говорится в сообщении концерна. Процедуру банкротства проведет администрация.
Решение о банкротстве авиакомпании зачислили после того, как главный акционер компании национальная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов Etihad Airways (владеет 29,2% акций) огласил о прекращении дальнейшего финансирования Air Berlin (за последние два года Etihad Airways на разных условиях выделил два транша по €300 млн и €350 млн).
При этом полеты, какие выполняла бюджетная авиакомпания, будут продолжаться.
Правительство ФРГ выделит авиакомпании кредит в €150 млн.
По словам министра экономики ФРГ Бригитты Циприс, финансовая поддержка со сторонки правительства позволит обеспечить деятельность компании в течение трех месяцев.
«Сейчас десятки тысяч отдыхающих находятся в отпусках по всему вселенной. В противном случае их возвращения гарантировать бы не получилось, альтернативных вариантов вернуть их назад не было», — отмечается в совместном заявлении министерств экономики и транспорта. В противном случае Air Berlin пришлось бы немедля прекратить полеты.
Последние годы Air Berlin безуспешно пытается решить финансовые трудности, минимизируя издержки за счет сокращения сотрудников и самолетного парка. В частности, в сентябре 2016 года Lufthansa условилась с Air Berlin о лизинге 38 самолетов Airbus A319 и Airbus A320 (весь флот Air Berlin состоит примерно из 120 самолетов). При этом лайнеры бывальщины сданы в аренду вместе с экипажем на шесть лет «на принятых на рынке условиях». Lufthansa может продлить условия этого договора.
В целом по итогам 2016 года уроны Air Berlin составили €780 млн. По состоянию на конец сентября 2016 года задолженность Air Berlin составляла около €1 млрд.
Параллельно числу накопленных финансовых проблем качество работы перевозчика стремительно падала. В частности, участились случаи отмены рейсов и опозданий. Весной в прессе разгорелся дебош, когда пассажиры рейса Дюссельдорф, Штутгарт отказались лететь рейсом Air Berlin, поскольку обнаружили дыру в фюзеляже. Как писала немецкая газета Die Welt, всходя на борт, люди примерно в полуметре от заднего трапа заметили большую пробоину, указали на нее бортпроводникам и потребовали отменить рейс. Однако им попросту посоветовали не волноваться. Обеспокоенные пассажиры отказались лететь самолетом, разместив фотографию дырки в социальных сетях.
Air Berlin не единственная европейская авиакомпания, какая переживает сложные времена. Ранее подал заявление о банкротстве итальянский перевозчик Alitalia. Компания еще в апреле призналась, что исчерпала все опции спасения. Это случилось после того, как сотрудники наземных служб и летный персонал отклонили план вывода перевозчика из кризиса. Сам план кроме рекапитализации в размере €2 млрд предусматривал сокращение зарплат и увольнение работников (намечалось сокращение 1,6 тыс. позиций всего в компании сейчас работают 12,5 тыс. лиц). Авиакомпания Etihad Airways, которой принадлежит 49% Alitalia с 2014 года, заявила, что несогласие работников означает, что «все партии проиграли».
В конце июля стало известно о том, что ирландский лоукостер Ryanair внес предложение о покупке которая подала заявление о банкротстве итальянского авиаперевозчика Alitalia.
«Мы вносим необязывающее предложение о покупке», произнёс финансовый директор Ryanair Нил Сорахан, подчеркнув, что не может сказать чего-то более конкретного».
В числе претендентов на покупку Alitalia называли также немецкую авиакомпанию Lufthansa. Такое предложение весной выливала, в частности, итальянская La Stampa.
Уход ряда авиакомпаний с рынка событие почти предрешенное.
«В Европе очень много авиакомпаний, и чем быстрее мы утеряем авиакомпании, подобные Alitalia, тем лучше мы станем», комментировал ситуацию на европейском авиарынке The Financial Times Эндрю Чарлтон, аналитик авиационной области из Швейцарии.
При этом во вторник стало известно о том, что отдельные подразделения концерна Air Berlin может приобрести компания Lufthansa.
«Lufthansa уже ведет переговоры с Air Berlin о приобретении подразделений концерна и предлагает тем самым возможность для трудоустройства персонала, отмечается в пресс-релизе Lufthansa. Lufthansa намерена в ходе этих переговоров добиться быстрого положительного результата».
По итогам 2016 года ирландский лоукостер Ryanair перевез 117 млн человек, а немецкая авиакомпания Lufthansa 109,7 млн человек. По этим Air Berlin, за 2016 год компания перевезла всего 28,9 млн пассажиров.
Если Lufthansa купит Air Berlin, то, конечно, усилит свои позиции на курсе рейсов из Берлина, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. При этом поскольку корпоративные стандарты в авиакомпании Lufthansa достаточно рослые, то это, скорее всего, приведет и к росту уровня обслуживания на этих рейсах, считает он.
Эксперт не смог оценить, как может отразиться на ценах на авиабилеты это договоренность.
«Lufthansa предлагает очень диверсифицированную тарифную сетку: это и билеты по цене и качеству бизнес-класса, эконом-класса с базовыми опциями. Вряд ли покупка Air Berlin повергнет к «задиранию» цен Lufthansa», считает Олег Пантелеев.