Авиакомпании остались без прогноза погоды

Новость опубликована: 08.08.2017
Источники: aviation21.ru

Авиакомпании остались без прогноза погоды

Российские и зарубежные авиаперевозчики перестали получать метеоданные с российским аэропортов от структуры Росгидромета «Авиаметтелеком». Эти в глобальные информационные системы перестали поступать еще с 4 июля в связи с тем, что из-за изменения порядка оплаты за предоставление метеосводок «Авиаметтелеком» не получает плату за их предоставление и приостановил передачу этих в авиационные IT-системы SITA, Jeppesen и др. Авиакомпании столкнулись с необходимостью самостоятельной обработки метеоданных, некоторые, например Lufthansa, обратились за помощью в ICAO и IATA интернациональные структуры гражданской авиации. Вице-премьер России Аркадий Дворкович 19 июля дал поручение немедленно обеспечить возобновление передачи метеоданных с российским аэропортов в глобальные информационные системы. Однако, по словам представителей области, ситуация может разрешиться только после того, как объявлены «Авиаметтелекомом» тарифы будут утверждены ФАС, пишут “Известия“.

Заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович 19 июля 2017 года потребовал от глав Минприроды, Минтрансу и Федеральной антимонопольной службы спешно урегулировать ситуацию, связанную с прекращением поступления метеоданных по многим российским аэропортов в международные авиационные IT-системы (SITA, Jeppesen и др).

«Прошу немедля обеспечить возобновление передачи метеорологической информации в международные банки авиаметеорологических данных, согласно перечню аэродромов гражданской авиации Российской Федерации, включенных в аэронавигационный план Европейского региона ИКАО (Интернациональной организации гражданской авиации)», говорится в поручении Аркадия Дворковича, копия которого есть в распоряжении «Известий».

Представитель вице-премьера Алия Самигуллина рассказала «Известиям», что труд по исполнению поручения на данный момент идет на уровне аппарата правительства, Минприроды, Минтранса и ФАС.

Метеоданные для воздушного транспорта это такие показатели, как давление, скорость и курс ветра, горизонтальная видимость, облачность, а также прогноз изменения погоды. Росгидромет в лице своей структуры «Авиаметтелеком» является единственным российским назначенным полномочным органом для предоставления метеорологического сервисы в интересах международной аэронавигации. Сейчас в международные системы обмена метеоинформацией продолжают поступать данные только по 16 российским аэродромах. Такие ограничения бывальщины введены после прекращения оплаты услуг со стороны авиаперевозчиков.

Правовые основания разорвать договорные отношения с «Авиаметтелекомом» у российских авиакомпаний показались в связи с изданием приказа Минтранса России № 34 от 6 февраля 2017 года, которым был изменен порядок возмещения затрат на производство и предоставление метеоинформации для полетов воздушных кораблей.

Ранее Росгидромет получал оплату за одну и ту же метеоинформацию как от авиакомпаний, которым она необходима для предполетной подготовки, так и от Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК Орвд), авиадиспетчеры какой должны сообщать эти данные экипажам воздушных судов на этапе выполнения полета. Теперь расходы за предоставление метеоинформации на этапе подготовки к полету отнесены к ставки сбора за аэронавигационное сервис, которая устанавливается ФАС России. Росгидромет теперь ждет оплату своих услуг в полном объеме от ГК Орвд. Однако, пока не приняты нормативные документы, определяющие и подтверждающие все затраты предприятий Росгидромета, ФАС России не может изменить размер ставки сбора для компенсации расходов на предоставление метеоинформации. В результате Росгидромет уже перестал получать денежки от авиакомпаний, но еще не начал получать их от ГК Орвд. Что в итоге и привело к отказу в предоставлении информации в глобальные системы.

Из-за прекращения обмена данными с интернациональными информационными системами метеорологическая обстановка перестала быть доступна российским и иностранным авиакомпаниям в системах планирования полетов, в частности в Lido/Flight.

В связи с этим проводилась добавочная значительная работа по обработке данных вручную, что могло повлиять на разработку оптимальных маршрутов, повышение расхода топлива и др, рассказал «Известиям» вице-президент Lido/Flight в Lufthansa Systems Берндр Юрищ.

По его словам, мена данными был прерван на срок три недели и восстановлен Росгидрометом 31 июля. В течение этого времени авиакомпании получали данные по метеоусловиям прямо напрямую от Росгидромета. Lufthansa Systems для решения этой проблемы была в постоянном контакте со своими клиентами, а также с властью ICAO и Интернациональной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

В «Уральских авиалиниях» «Известиям» рассказали, что поручение Аркадия Дворковича до сих пор не выполняется, при этом в компании опасаются дальнейшего сокращения перечня аэродромов, с каких будет передаваться метеоинформация в международные системы данных.

«Данные действия Росгидромета нарушают устойчивое функционирование системы метеорологического обеспечения штатской авиации, что создает риски снижения качества предоставляемого аэронавигационного обслуживания, угрозу безопасности полетов в воздушном пространстве Российской Федерации», — отмечается в обращении президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна к Аркадию Дворковичу (снимок есть у «Известий»).

В ФАС России не ответили на запрос «Известий».

В ГК Орвд «Известиям» сообщили о необходимости разработки и утверждения административного регламента по предоставлению государственной услуги по метеорологическому обеспечению, какой бы определил порядок ее предоставления и определил роль и ответственность каждого участника процесса.

По заявлению главы Росгидромета Александра Фролова, сложившаяся ситуация создала реальную угрозу остановки труды метеорологических органов 250 аэропортах.

«Исключение аэропортового сбора за метеообеспечение без определения источника и порядка взимания замещающего его сбора с 24 марта 2017 года сокращает финансирование деятельности авиационных метеорологических органов на 80% (3,8 млрд рублей по этим 2016 года)», — говорится в обращении Александра Фролова к заместителю министра транспорта Валерию Окулову от 14 апреля 2017 года (снимок документа есть в распоряжении «Известий»).

По данным источника «Известий», общая величина планируемых расходов организаций Росгидромета на 2017 год относительно обеспечения надобностей авиации, заявлена в размере почти 5 млрд рублей. В эту сумму входят 800 млн рублей, которые оплачиваются по действующему договору между ГК Орвд и Росгидрометом. Послание с расчетом дополнительных затрат Росгидромета уже было направлено в ГК Орвд. В настоящее время в Росавиации определяют наиболее оптимальный вариант компенсации этих расходов за счет аэронавигационных сборов с авиакомпаний. При мерном пересчета применительно к всех маршрутах полетов российских авиакомпаний (как внутренним, так и международным) ставка сбора может вырасти на 33%.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса, вначале нужно оценить обоснованность представленных затрат, а уже потом Росгидромета и ГК Орвд заключить соглашение в части оплаты услуг за метеообеспечение. При этом российским авиаперевозчикам до момента заточения этого договора необходимо будет восстановить оплату услуг Росгидромета. Такое решение было зафиксировано в протоколе межведомственного совещания от 7 июля 2017 года за подписью заместителя главы Минтранса Валерия Окулова. Сообразно проекту «дорожной карты» по подготовке и заключению такого договора, направленного 27 июля в Росавиации (копии документов есть в распоряжении «Известий»), на это может удалиться около полугода.

Представитель ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» сообщил «Известиям», что на сегодняшний день не известен ни один случай отмены рейсов из-за отсутствия метеорологической информации. Кроме того, по состоянию на 1 августа на специализированном веб-сайте предоставлен авторизованный доступ к целому объему метеоданных для 116 организаций, среди которых государственные учреждения, службы организации воздушного движения, аэропорты и авиакомпании, в том числе 23 иноземных.