Авиакомпании могут поднять цены на авиабилеты из-за подорожавшего керосина

Новость опубликована: 28.11.2017
Источники: aviation21.ru

Авиакомпании могут поднять цены на авиабилеты из-за подорожавшего керосина

Российские авиакомпании могут возвысить цены на билеты из-за подорожания газа, стоимость которого достигла исторического максимума, что свидетельствует о недостатке товара на внутреннем рынке, находят эксперты.

Индекс цен на керосин в аэропортах Московского авиационного узла, который определяется Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей, с начала июня вытянулся на 23% до 43 011 руб. за тонну, следует из данных биржи. В прошлом году с июля (начало расчета индекса) по конец ноября индекс вытянулся только на 7%.

По данным Росавиации, с июня по октябрь (данные за ноябрь пока нет) в среднем по России керосин подорожал на 6% до 45 648 руб. за тонну. При этом в московских аэропортах рост составил 15%.

Стоимости на керосин побили рекорд и остаются вблизи исторических максимумов, что свидетельствует о недостатке товара на внутреннем рынке, пишут эксперты независимого агентства «Аналитика товарных базаров» в обзоре. При этом производство керосина в России с января по октябрь выросла на 6,4% до 8,7 млн т, приводит «Интерфакс» данные ЦДУ ТЭК. В 2016 г. российские заводы произвели этого топлива 9,6 млн т (-1% к 2015 г.). Торговли на бирже с начала года тоже увеличились, отмечают эксперты агентства, но тем не менее это не сдержало рост. Увеличение производства оказалось недостаточным, чтобы ублаготворить возросший спрос, прокомментировал ситуацию газете «Ведомости» трейдер.

Российский рынок в 2017 г. столкнулся почти с 30%-ным ростом спроса на авиатопливо из-за увеличения транспортирований, говорил в августе заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Но нехватка топлива нет. «Компании работают, все увеличили объемы выпуска. Если надо, мы можем поддержать нашим коллегам с «Евразэс», – говорил он (цитата по «Интерфаксу»).

С января по октябрь все российские авиакомпании перевезли 89,8 млн пассажиров, что на 19% вяще, чем годом ранее, сообщила Росавиация. По данным «Домодедово», столичные аэропорты в 2017 г. обеспечат перевозки 87,7 млн пассажиров (+15,2% к 2016 г.). Прогноз на 2018 г. – 93,1 млн человек, из каких 1,9 млн – посетители чемпионата мира по футболу. В связи с проведением чемпионата следует существенно увеличить производство авиатоплива, чтобы избежать новоиспеченных ценовых рекордов, считают эксперты «Аналитики товарных рынков».

Среди других причин роста стоимости керосина эксперты называют рост цен на нефть, увеличение отгрузок топлива в адрес федеральных заказчиков, локальные факторы (модернизация Орского НПЗ).
Биржевая стоимость наиболее рыночный инструмент и отражает реальный баланс спроса и предложения, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В этом году ремонтировались мощности Омского, Московского и Нижегородского НПЗ (все изготавливают авиакеросин), соответственно, снизилось предложение, также зимой традиционно возрастает спрос на керосин, который добавляется в дизельное топливо для работы при низеньких температурах, напоминает Пантелеев.

На внутреннем рынке сейчас продавать керосин выгоднее, чем экспортировать, благодаря значительной премии, сказал гендиректор агентства «Аналитика товарных базаров» Михаил Турукалов. Так, например, тонна авиакеросина, производимого на Московском НПЗ, в странах Северо-Западной Европы стоит 36 859 руб. (данные Thomson Reuters Koters на 24 ноября).
«Подлинно, в Московском регионе наблюдается стремительный рост стоимости топлива, – говорит представитель S7. – Летом стоимость топлива превысила европейские показатели и сохраняется на этом рослом уровне. Мы считаем целесообразным вмешательство Федеральной антимонопольной службы [ФАС] в данную ситуацию».

По словам Пантелеева, крупные авиакомпании, прежде всего «Аэрофлот» и S7, могут владеть прямые долгосрочные контракты с нефтяными компаниями, что позволяет им экономить и снижать негативный эффект от подорожания топлива. Около 90% керосина они покупают по контрактам с формульным ценообразованием, потому биржевая цена для них не имеет определяющего значения, говорит начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. Те, кто покупал на бирже, выставляли большие заявки, так как летом рос спрос на керосин, помечает он. Сейчас на цены в том числе влияет подорожало дизельное топливо, добавляет Махонин. Представители «Аэрофлота», «Роснефть», «Газпром нефти», «Лукойла» на запрос «Ведомостей» не отозвались. «Ситуация с топливообеспечением страны стабильна <…> аэропорты обеспечены топливом в полном объеме», – сообщил только представитель Минэнерго.

В первом полугодии 2017 г. керосин подорожал на 10%, истина, во втором полугодии рост замедлился, отметил источник в группе «Аэрофлот». Группа «Аэрофлот» (на главную компании вместе с «дочками» приходится почти 50% российского базара авиаперевозок) в первом полугодии потратила 56 млрд руб. на топливо, это 25,6% операционных расходов группы. Год к году расходы на топливо выросли на 25%, затраты – на 13,5%. Топливо составляет примерно 25% от затрат авиакомпаний, соответственно, при подорожании авиакеросина на 15-20% расходы перевозчиков возрастут на 4-5%, сообщает Пантелеев. Так как платежеспособный спрос на билеты низкий, то повысить свои цены авиакомпании смогут только весной и на время новогодних каникул, отметил он.