Авиация России: итоги 2017, планы на 2018
В истории нынешней российской авиации 2017 год останется знаковым по своим событиям и их последующему влиянию на развитие отечественной авиационной отрасли. Важнейшим стал первоначальный полёт нового российского пассажирского среднемагистрального лайнера МС-21-300. Этого события ждали с волнением. От момента выкатки самолёта из сборочного цеха до его первого полёта минул без малого год, и вот, 28 мая 2017 года, самолёт с «чёрным» крылом поднялся в небо.
Но обо всём по-порядку.
Московский аэрокосмический салон МАКС-2017
В 2017 году юбилейный 25-й авиасалон проходил не в крышке августа, как обычно, а в июле, что было связано с проведением в августе форума «Армия-2017», и участники просто физически не успевали бы перевезти и ввести стенды и экспозицию с одной площадки на другую. Ну, а посетителям МАКС-2017 такой перенос был только на руку, — погода в июле в Москве гораздо стабильнее и комфортнее, чем в крышке лета.
В этом году ключевыми экспонатами экспозиции стали полномасштабные макеты автоматических межпланетных станций «Луна-24» (1976 год) и «Луна-25» («Луна-Глоб»). Также посетителям бывальщины представлены макеты орбитальных астрофизических обсерваторий серии «Спектр» и космических аппаратов метеорологических спутниковых систем «Электро» и «Арктика». Гости экспозиции увидали компоновку космической головной части в составе головного обтекателя ракеты-носителя, разгонного блока «Фрегат-СБ» и космического аппарата «Электро-Л».
В ходе труды МАКС-2017 посетители увидели новейший многоцелевой истребитель МиГ-35, модернизированный военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш-ВН, арктический вертолёт Ми-8АМТШ. Немало 150 образцов продукции военного, гражданского и двойного назначения показал Концерн ВКО «Алмаз-Антей».
На статической экспозиции, помимо «завсегдатаев» авиасалона, в этот раз можно было увидать цельнокомпозитный биплан, разработанный и построенный в СибНИА им. Чаплыгина — ТВС-2ДТС. Восстановленный там же в Новосибирске легендарный штурмовик времён Великой Отечественной брани Ил-2, новый учебно-тренировочный самолёт с обратной стреловидностью крыла, разработанный в КБ САТ — СР-10, состоялась премьерная демонстрация учебно-тренировочного самолёта Як-152.
Пилотажная группа Al-Fursan, ОАЭ
Ослепительной и насыщенной была лётная программа авиасалона. В небе можно было увидеть Ил-2, который пилотировал директор СибНИА Владимир Барсук, новинки — тот же СР-10 и цельнокомпозитный аэроплан для сельского хозяйства МВЭН Т-500. Экипажи пилотажной группы «Русские витязи» демонстрировали своё мастерство на самолётах Су-30СМ, какие заменили ветеранов Су-27. Манёвренный бой на малых высотах демонстрировали пары Су-35 и ПАК ФА.
И конечно незабываемое впечатление оставила пилотажная группа из Объединённых Арабских Эмиратов «Аль-Фурсан», разукрасившая небосвод Жуковского цветными дымами.
Осенью официально было объявлено, что МАКС остаётся в Жуковском, т.к. в парке «Патриот» и на аэродроме в Кубинке, куда собирались перевести авиасалон, существующая инфраструктура не соответствует требованиям крупной международной авиакосмической выставки, а её подготовка практически с нуля требует больших финансовых затрат.
Штатская авиация
Sukhoi Superjet 100
Десять лет назад в 2007 году состоялась выкатка первого опытного самолёта Сухой Суперджет 100 (SSJ100). В 2017 году завод в Комсомольске-на-Амуре выпустил 34 Суперджета, и 30 аэропланов было передано заказчикам. По данным неофициального реестра Russianplanes.net — 33 лайнера выпущено и столько же передано заказчикам. Всего за десять лет на КнААЗ произведено немало 150 бортов SSJ100.
Статистика по годам выпуска по данным Russianplanes.net:
Год
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Всего
Выпущено
2
2
2
5
12
24
35
18
19
33
153
В эксплуатации
1
—
1
1
7
20
33
18
19
33
133
По состоянию на декабрь 2017 года 109 бортов SSJ100 выполняют полёты в российских и зарубежных авиакомпаниях, а также госструктурах. Аэропланы эксплуатируются в Аэрофлоте, Газпромавиа, авиакомпаниях Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, а также в МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет и за рубежом в Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевских ВВС Таиланда и госструктурах Казахстана:
- Аэрофлот — 38
- Interjet — 21
- Газпромавиа — 10
- Ямал — 8
- ИрАэро — 7
- Якутия — 5
- Brussels Airlines — 5
- Азимут — 4
- СЛО Россия, ВВС Таиланда и МЧС России — по 2 борта
- CityJet, РусДжет, ComLux Казахстан и Погранслужба Казахстана — по 1 аэроплану.
Ещё 24 борта числятся на АО ГСС — это опытные самолёты, летающие лаборатории и самолёты ещё не переданные заказчикам.
В 2017 году в рамках мокрого лизинга от авиакомпании CityJet ещё одним европейским эксплуатантом сделалась бельгийская Brussels Airlines, а в сентябре начал операционную деятельность новый российский эксплуатант SSJ100 – авиакомпания Азимут.
В 2017 году прошла сертификация дополнительных топливных баков, что позволило увеличить дальность полёта бизнес-версии SSJ100 до 7 000 км.
Очередной вехой в работе по расширению условий эксплуатации Sukhoi Superjet 100 сделалась сертификация модификации В100 с повышенной тягой двигателей, что улучшает взлётные характеристики самолёта, предоставляя авиакомпаниям-эксплуатантам новые возможности. Такие характеристики аэроплана Sukhoi Superjet 100 могут быть интересны заказчикам из Западной Европы для выполнения полётов с коротких взлётно-посадочных полос, в том числе, в аэропортах, размещённых в черте города.
SSJ100 борт RA-89079 авиакомпании «Азимут» в аэропорту Сочи. Декабрь 2017 г.
В 2018 году ожидается сертификация версии Суперджета с горизонтальными саблевидными законцовками покрывала и получение сертификата EASA для посадки по крутой глиссаде под углом 5,5 градусов, что почти вдвое больше стандартного угла глиссады в 3 градуса.
21 декабря завязались испытания борта 97006 с гребневыми законцовками, ещё один самолёт (борт 97003) проходит испытания по программе посадки по крутой глиссаде. Эти доработки ожидает ирландская компания CityJet. В 2017 году этот заказчик должен был получить 6 аэропланов, но поставки откладываются до завершения сертификации, т.к. пока SSJ100 не может выполнять полёты в аэропорт Лондон-Сити, который для ирландкой авиакомпании является одним из приоритетных курсов.
Летом 2017 года незамеченной прошла новость, что ОАК заключила контракт с Замбией на поставку в 2018 году пяти самолётов Сухой Суперджет 100. Одинешенек из самолётов будет исполнен в VIP-версии для главы государства, и четыре — для развития местной гражданской авиакомпании.
В 2017 году самолёты SSJ100 поставлялись преимущественно лизинговым компаниям ВЭБ-Лизинг (для Аэрофлота) и ГТЛК (Ямал, Азимут, ИрАэро). В июле в рамках МАКС-2017 был подмахнут контракт с авиакомпанией Аэрофлот на поставку до конца 2018 года дополнительно 20 бортов SSJ100, первые поставки по этому контракту уже завязались.
Первоначально в 2018 году планировалось выпустить 38 Суперджетов. В декабре 2017 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что будет произведено 30 бортов. Вероятно, снижение планов связано с уже имеющимся заделом у ГСС аэропланов, находящихся на хранении.
МС-21
Как уже было сказано выше, 28 мая 2017 года впервые поднялся в небо новый российский лайнер МС-21-300. Это событие знаковое по нескольким винам.
Во-первых, самолёт находится в той же нише, что и самые распространённые на сегодня семейства самолётов А320/А321 и B737. МС-21 ожидает серьёзная конкуренция на внутреннем российском базаре, не говоря уже о международном.
Во-вторых, МС-21 — это первый российский гражданский самолёт с полностью композитным крылом, горизонтальным и вертикальным оперением. У него вяще диаметр фюзеляжа, он легче и дешевле своих прямых конкурентов. Улучшенная топливная эффективность за счёт высокого аэродинамического качества, комфортабельность салона, сравнимая с широкофюзеляжными дальнемагистральными лайнерами мастерят МС-21-300 привлекательным для авиакомпаний. На конец 2017 года портфель заказов на самолёт составлял 315 судов, в том числе за 175 самолётов привнесена предоплата.
Неопределённость со сроками начала полномасштабного серийного производства вносят новые антироссийские санкции со стороны США, которые вступят в силу с февраля 2018 года. Российское штатское авиастроение тесно связано с оборонными предприятиями — SSJ100 с КБ Сухого, МС-21 — с корпорацией «Иркут», которая производит аэропланы Як-130 и Су-30СМ. И Суперджет, и МС-21 содержат большое количество узлов и агрегатов западных поставщиков. Поставка таких комплектующих может оказаться под вопросом.
«Ситуация целиком непредсказуема для нас, но мы полагаемся на разум. Мы хотели создать продукт для мирового рынка. На данный момент все партнёры выполняют свои обязательства по поставке деталей и систем для MC-21», — рассказал изданию «Aviation week» вице-президент корпорации «Иркут» Кирилл Будаев.
В 2017 году с июня по октябрь МС-21-300 RA-73051 миновал два этапа заводских доводочных испытаний, в ходе которых было выполнено 20 полётов. 17 октября самолёт перелетел в подмосковный Жуковский, где продолжились отработки систем аэроплана и будут проводиться испытания на получение сертификата лётной годности.
Одновременно с лётными испытаниями в ЦАГИ прошли продувки модели лайнера с двигателями ПД-14, а также статические и прочностные испытания. Во пора первого такого испытания в апреле 2017 г. нагрузки на кессон консоли крыла доводились до предельных – с «изгибом вверх», вплоть до разрушения конструкции. При приближении к 100% расчётной предельной нагрузке случилось разрушение кессона. Его конструкция была доработана, что привело к увеличению веса крыла примерно на 25 кг. В декабре при повторных испытаниях кессон развалился при нагрузке 131% от расчётной.
В итоге экспериментально подтверждено, что конструкция имеет дополнительный запас прочности по отношению к проектным нагрузкам – это обеспечит безопасность композитного покрывала при эксплуатации самолёта.
В ходе испытаний композитного кессона стабилизатора, на части каркаса верхней панели кессона были нанесены искусственные повреждения и прочерчены его испытания на остаточную прочность. Исследуемая зона выдержала все заявленные нагрузки. Далее повреждение отремонтировали, и в рамках повторно-статических испытаний кессон подвергся выгибающим деформациям. Полученные данные позволят определить характеристики остаточной прочности элемента будущего самолёта в случае ремонта. Всего планируется прочертить 60 000 циклов на уровне 50% от расчётной нагрузки.
В самом конце декабря 2017 г. начался третий сертификационный этап лётных испытаний двигателя ПД-14, в 2018 году ожидается получение сертификата образа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).
Первый самолёт МС-21-300 с установленным внутри пассажирским салоном и интерьером планируется произвести в сентябре 2018 года. Это будет третий многоопытный образец, который будет демонстрироваться потенциальным заказчикам.
В конце декабря было принято решение, что первый серийный лайнер МС-21-300 будет передан в Иркутск и начнёт эксплуатироваться в авиакомпании «ИрАэро», первоначально все первые аэропланы должны были поступить в «Аэрофлот».
В январе на лётно-испытательную станцию ИАЗ будет передан второй лётный экземпляр МС-21, строятся ещё четыре многоопытных авиалайнера. 2018 год будет насыщен испытаниями самолёта на земле и в воздухе, ближе к концу года начнётся сборка первой серийной машины.
Ил-96-400М
Программа по возобновлению производства отечественного широкофюзеляжного дальнемагистрального аэроплана Ил-96-400М, начатая в 2016 году, продолжила своё воплощение.
По прогнозу ОАК, подготовленному к авиасалону МАКС-2017, России до 2036 года потребуется 115 аэропланов большой вместимости. Из них 80 бортов от 200 до 325 кресел и 35 самолётов вместимостью более 325 пассажиров. Ил-96-400М должен частично заменить аэропланы иностранного производства размерностью более 325 кресел. В одноклассной компоновке он расчитан на 436 пассажиров, в двухклассной — на 386 и в трёхклассной компоновка — на 315 человек. Максимальная взлётная масса аэроплана составит не менее 270 тонн, дальность полёта с полезной нагрузкой в 41 тонну – не менее 9 тыс. км.
В феврале 2017 года ОАК и АК им. Ильюшина заключили контракт на проведение опытно-конструкторских трудов по созданию модернизированного пассажирского самолёта Ил-96-400М. По условиям контракта должен быть изготовлен опытный экземпляра самолёта для проведения лётных испытаний. Планируется, что впервые он возвысится в небо в 2019 году. На постройку опытного образца самолёта Ил-96-400М планируется потратить более 4,7 млрд рублей.
В начале весны сделалось известно, что на самолёт вместо двигателей ПС-90А1 будут устанавливаться четыре модернизированных турбовентиляторных двигателя ПС-90А3М.
На ВАСО стартовала программа модернизации производства. Начин серийной сборки самолётов Ил-96-400М запланировано на 2020 год, всего в интересах гражданской авиации планируется произвести 6 машин.
В конце года было зачислено решение для модернизации самолёта Ил-96-400М внести в уставный капитал ОАК взнос в размере 3,595 млрд рублей, а ГТЛК выделить 4 млрд. рублей для приобретения двух аэропланов Ил-96−400М, срок ввода в эксплуатацию — 2021 год. Предполагаемая стоимость покупки самолётов составит 14 млрд рублей, в том числе 200 млн рублей за счёт внебюджетных ключей.
Ил-114-300
В 2018 году должен быть построен первый опытный образец Ил-114-300. Ближе к концу года планируется начать его лётные испытания. Аэроплан сразу будет оснащаться двигателями ТВ7-117СТ вместо планировавшихся ранее ТВ7-117СМ. С 2021 года серийные самолёты начнут поступать в авиакомпании. Всего за 10 лет – с 2021 по 2029 год — планируется выпустить распорядка 100 машин.
В строительстве Ил-114-300 будут задействованы три авиационных завода: нижегородский «Сокол», воронежский ВАСО и авиазавод РСК «МиГ» в Луховицах. Завод «Сокол» будет спускать отсеки фюзеляжа, воронежский авиазавод – крыло, а окончательная сборка будет проводиться в Подмосковье.
Госрасходы на проект Ил-114-300 планируется распределить вытекающим образом:
- на работы по развертыванию серийного производства Ил-114-300 на авиазаводах – 26,7 млрд руб
- на опытно-конструкторские работы, включая доработку турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ — 14,5 млрд руб до 2020 г.
- на реализацию программы по созданию системы послепродажного сервисы – 9,6 млрд руб
- на технологическое перевооружение производства — 2,6 млрд руб
- на лизинг и финансовую поддержку эксплуатантов Ил-114-300 — около 26 млрд руб.
- Итого: возле 80 млрд руб.
В декабре завершился первый этап лётных испытаний двигателя ТВ7-117СТ, начатый 12 сентября. Было выполнено около 20 полётов, по итогам которых в середине января 2018 г. ЦИАМ подготовит заключение о возможности установки ТВ7-117СТ на первый опытный самолёт Ил-112В. Испытания проводились на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Многоопытный двигатель был установлен на одном из пилонов вместо штатного агрегата. Самолёт с установленным двигателем демонстрировался на статической экспозиции МАКС-2017.
ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. МАКС-2017 / (с) Андрей Величко, Авиация России
На Производственном комплексе №1 (ПК №1) – филиал АО «РСК «МиГ» в Луховицах отворилось представительство ПАО «Ил», началась подготовка к сборке Ил-114‐300. Создание постоянного центра ПАО «Ил» необходимо для координации работ между специалистами Корпорации «МиГ» и инженерами «Ил».
* * *
CR929
В марте 2017 г. ПАО «Слитая авиастроительная корпорация» (ОАК) и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC) учредили совместное предприятие для разработки, производства, реализации и послепродажного обслуживания дальнемагистрального широкофюзеляжного аэроплана (ШФДМС). В конце сентября семейство ШФДМС получило официальное название CR929. Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта будет обозначаться как CR929–600, меньшая версия – CR929–500, а старшая версия – CR929–700. Самолёт будет содержать до 50% композитов.
Пройден этапа проектирования Gate 2. Ключевым итогом работы на этом этапе стало получение обзора инженерной концепции самолёта. В 2018 году планируется приступить к фазе определения и выбора поставщиков систем переменного тока и оборудования.
* * *
Фрегат Экоджет
В 2017 году кардинально изменилась концепция перспективного широкофюзеляжного аэроплана «Фрегат Экоджет». Из-за отсутствия на рынке современных гражданских двигателей тягой 18-23 тс, в компании было принято решение перепроектировать аэроплан на четыре двигателя ПД-14. В июле 2017 года «Фрегат Экоджет» и ОДК «Авиадвигатель» приступили к проработке проекта. Обновлённая версия самолёта получила наименование FreeJet.
Концепт широкофюзеляжного самолёта ФриДжет
Избыток тяги, образовавшийся с использованием новой силовой установки, создал условия для реализации принципов «немало электрического самолета» и целого ряда других опережающих конструкторских решений. Аванпроект самолёта «Фриджет», был анонсирован на авиасалоне МАКС-2017.
К декабрю завершено концептуальное проектирование — разработаны конечно-элементные модели рослой степени подробности, составлена весовая сводка конструкций планера, детализирован проект производства поузловой агрегатной сборки самолёта, создан цифровой макет аэроплана. На 2018 год запланировано определение технического облика самолёта.
* * *
Л-410
В 2017 году заключён контракт между ГТЛК и Уральским заводом гражданской авиации на поставку пяти 19-местных аэропланов L-410 UVP–E20, стоимость одного лайнера составляет 400 миллионов рублей. В 2018 году завершается строительство производственной площадки для поузловой сборки этих ВС и в этом же году завяжется сборка первой партии, с 2019 года машина будет поставляться заказчикам, в частности — ГТЛК.
* * *
Ан-148/Ан-140
ВАСО в 2017 году передало ВКС России два пассажирских аэроплана Ан-148-100Е — это самолёты с регистрационными номерами RA-61731 и RA-61732. Они стали 11-м и 12-м бортами Ан-148-100Е, построенными по контракту на поставку 15 самолётов Ан-148-100, подписанному ВАСО (без участия ОАК) с Министерством обороны России в мае 2013 года.
Самарское ОАО «Авиакор – авиационный завод» в 2017 году не отдало Министерству обороны России ни одного нового турбовинтового пассажирского самолёта Ан-140-100, и, видимо, дальнейших поставок этих машин не будет, несмотря на номинально сохраняющийся заказ на пять колов для ВКС России. Общее количество Ан-140-100, полученных Минобороны в 2009-2016 годах, достигло девяти единиц (пять в ВКС и четыре — в Морской авиации ВМФ).
Особая и транспортная авиация
Ил-76МД-90А
За 2016-2017 гг. АО «Авиастар-СП» (Ульяновск) не подняло в воздух ни одного нового военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Фактически реализация контракта с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 аэропланов Ил-76МД-90А застопорилась после сдачи в начале 2016 года первого борта. Это объясняется тем, что на заводе готовится к запуску новая поточная линия для сборки этих аэропланов, её монтаж должен закончиться в начале 2018 года. Новая линия позволит выпускать до 18 машин в год, против трёх на существовавшей до модернизации.
В январе 2017 года в ЦАГИ миновали испытания на статическую прочность консоли крыла Ил-76МД-90А. Новая модификация крыла отличается применением в конструкции длинномерных панелей и напряжённого крепежа, что позволяет существенно повысить долговечность конструкции и обеспечить герметичность топливных баков.
Ил-76ТД-90ВД в Антарктиде
Ту-214
В 2017 году на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова (филиале ПАО «Туполев») для Министерства обороны по контракту 2015 года бывальщины построены два самолёта специального назначения-пункта управления Ту-214ПУ-СБУС. Самолёты с регистрационными номерами RA-64529 и RA-64530 находятся на этапе испытаний.
Ещё три самолёта для Минобороны, какие заменят выводящиеся из парка военного ведомства Ту-134, Ту-154, Ил-62М, будут построены по заказу ОАК, сумма контракта составляет 13,6 млрд рублей.
* * *
Бе-200ЧС
В 2017 году ТАНТК им. Бериева передал МЧС России два самолёта-амфибии Бе-200ЧС. Одинешенек из них — первый серийный самолёт этого типа, построенный в Таганроге. Третий борт RF-31140 (серийный номер 305) 27 ноября выполнил первоначальный полёт и готовится к передаче МЧС. В 2018 году ТАНТК планирует увеличить выпуск самолётов-амфибий Бе-200 до шести машин.
* * *
А-100
18 ноября совершил первоначальный полёт самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер», созданный на базе Ил-76МД-90А.
* * *
Ил-78М-90А
29 ноября в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» на лётно-испытательную станцию был передан топливозаправщик Ил-78М-90А. Это первоначальный топливозаправщик, изготовленный в России, ранее эти самолёты выпускались на ТАПОиЧ. Первый полёт самолёта может состояться до конца весны 2018 года.
Декламируйте также: Завершён первый этап лётных испытаний двигателя ТВ7-117СТ
* * *
Ил-112В
Первый полёт ЛВТС Ил-112В планировался не позднее 1 июля 2017 года. Однако он не состоялся из-за неготовности аэроплана. В августе 2017 года сообщалось, что все подготовительные работы к испытаниям самолёта Ил-112В практически завершены, но на 1 января 2018 года самолёт пока не вышел из сборочного цеха и на ЛИС не передавался. Вероятно такая заминка связана с неготовностью силовой установки ТВ7-117СТ, первый этап лётных испытаний которой завершился в Жуковском в декабре 2017 года.
* * *
Ил-276
В июне 2017 года аэроплан Ил-214 (МТА/СВТС) получил официальное название Ил-276. Самолёт будет комплектоваться двигателями ПД-14, производство будет организовано на АО «Авиастар-СП» в Ульяновске. Возобновление кооперации с Индией по этому аэроплану не предусматривается.
Военная авиация
В 2017 году общее количество переданных по Гособоронзаказу в ВКС и ВМФ России боевых и учебно-боевых самолётов сократилось, что связано прежде итого с завершением в 2016 году контрактов на поставку истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29КР/КУБР, прекращением поставок истребителей Су-30М2, а также со снижением темпов поставок учебно-боевых аэропланов Як-130. В то же время поставки основных современных боевых самолётов Су-30СМ, Су-34 и Су-35С поддерживались на ставшем уже стандартным уровне.
Всего, по известным данным, в 2017 году Вооруженные Мочи России получили 43 боевых самолёта нового производства — это 17 Су-30СМ, 16 Су-34, десять Су-35С и шесть учебно-боевых самолётов Як-130.
В самом крышке 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил в интервью телеканалу «Россия 24», что за год было произведено 139 боевых аэропланов, не уточняя при этом типы машин. Вероятно, вице-премьер имел в виду самолёты, которые уже вышли из сборочных цехов, но заказчикам ещё не поступили, а также аэропланы, предназначенные для поставки зарубежным заказчикам.
Поставки боевых самолётов в 2008-2017 годах
Тип
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
МиГ-29СТМ
—
28
—
—
—
—
—
4
12
—
МиГ29УМБ
—
6
—
—
—
—
—
2
—
—
МиГ-29КР
—
—
—
—
—
2
8
10
—
—
МиГ-29КУБР
—
—
—
—
—
2
2
—
—
—
Су-27СМ3
—
—
4
8
—
—
—
—
—
—
Су-30М2
—
—
2
2
—
3
8
3
2
—
Су-30СМ
—
—
—
—
3
14
21
27
17
17
Су-34
1
2
4
6
10
14
18
18
16
16
Су-35С
—
—
—
—
2
8
24
12
12
10
Як-130
—
3
6
3
15
18
20
14
10
6
Итого
1
39
16
19
29
61
101
90
69
49
В 2017 году российской авиационной промышленностью за рубеж были поставлены 33 боевых самолёта новой постройки:
- 15 МиГ-29М/МиГ-29М2 в Египет
- 6 Су-30МКИ(А) в Алжир
- 2 Су-30СМ в Казахстан
- 10 Су-35 в Китай
- 3 Як-130 в Мьянму.
* * *
МиГ-35
В январе 2017 г. состоялась ослепительная презентация в подмосковных Луховицах нового лёгкого многофункционального истребителя МиГ-35. В течение года прошли его заводские лётные испытания, завершившиеся в декабре. В январе 2018 года завяжутся государственные испытания самолёта. МиГ-35 демонстрировался на статической экспозиции МАКС-2017 и принимал участие в лётной программе форума «Армия-2017».
* * *
Су-30СМ
В течении 2017 года Иркутский авиационный завод (ИАЗ) передал Минобороны 17 многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ. Из них 12, выстроенных в рамках контрактов 2012 года, поступили в состав ВКС России, а ещё пять были поставлены в рамках отдельных контрактов Морской авиации ВМФ России.
* * *
Су-34
Новосибирским авиационным заводом имени В.П. Чкалова бывальщины сданы ВКС России 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Десять из них поступили в состав 277-го бомбардировочного авиационного полка 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Хурба (близ Комсомольска-на-Амуре, Хабаровский кромка). Ещё шесть самолётов Су-34, переданных НАЗ в конце 2017 года, предназначаются для начала перевооружения на этот тип 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 21-й, дислоцированного на аэродроме Шагол (Челябинск) и сейчас оснащённого фронтовыми бомбовозами Су-24М2.
По итогам 2017 года общее количество Су-34, построенных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло 114 колов. Таким образом, Су-34 стал первым «постсоветским» боевым самолётом, изготовленным для внутреннего заказчика в количестве более 100 колов.
В 2018 году начнётся модернизация Су-34. Речь идёт о расширении боевых возможностей самолёта по сравнению с базовой версией.
* * *
Су-35С
В 2017 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ) передал ВКС России десять истребителей Су-35С. Они бывальщины построены КнААЗ в рамках заключённого в декабре 2015 года Минобороны России с АО «Компания «Сухой» пятилетнего контракта на поставку 50 истребителей Су-35С.
Ранее компания «Сухой» успешно реализовала первоначальный контракт 2009 года на поставку Министерству обороны России 48 истребителей Су-35С. Все 48 самолётов постройки КнААЗ были поставлены ВКС с крышки 2012 по начало 2016 года. Таким образом, общее количество Су-35С, полученных Министерством обороны России, по итогам 2017 года составило 68 аэропланов.
* * *
Як-130
В 2017 году ИАЗ поставил ВКС России всего шесть учебно-боевых самолётов Як-130. Самолёты поступили в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский кромка), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
Однако дальнейшая передача Як-130 ВКС России застопорилась. Желая с июня по ноябрь 2017 года на ИАЗ были облетаны ещё восемь Як-130 для ВКС России (серийные номера с 1404 по 1411), однако ни один из них отдан не был и на конец года все эти борта оставались в Иркутске. Возможно, это связано с очередными доработками самолётов этого типа после имевших место разом двух лётных происшествий с Як-130 в один день 21 июня 2017 года.
С передачей ВКС России шести самолётов Як-130 в 2017 году, всеобщей количество серийных машин этого типа, поставленных Минобороны России, достигло 95 единиц — из них 12 первых двух серий бывальщины построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а ещё 83 — на Иркутском авиационном заводе.
Читайте также: Истребитель пятого поколения Су-57 выполнил первоначальный полёт с двигателем второго этапа
* * *
Су-57
В 2017 году перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 получил индекс Су-57. В течение года в атмосфера поднялись три завершающих лётных опытных образца самолёта:
- Т-50-9 — первый полёт 24 апреля
- Т-50-11 — 6 августа
- Т-50-10 — 23 декабря.
Ранее с 2010 по 2016 года на испытания устроились семь летных опытных образцов Т-50. Всего в 2017 году в лётных и наземных испытаниях было задействовано 9 самолётов.
5 декабря в ЛИИ им. М.М. Громова свершил первый полёт истребитель Су-57 (ПАК ФА Т-50) бортовой № 052 с двигателем 2-го этапа (изделие 30). Новый двигатель был установлен в одну из мотогондол аэроплана вместо штатного АЛ-41Ф1. Анализ результатов испытаний и доводка двигателя будут развернуты в период с 2018 по 2020 год. Госиспытания запланированы на 2020 год.
Первая установочная партия составит 12 аэропланов, в 2018-м ВКС получат не более трёх истребителей. Предсерийное производство Су-57 запланировано на 2019 год. Ранее начало поставок планировалось на 2017 год.
В неопределённом состоянии есть совместный российско-индийский проект самолёта FGFA. В течение года из Индии поступали противоречивые сообщения о готовности индийской стороны продолжать участие в проекте. С большенный долей вероятности проект может активизироваться ближе к концу года, когда появятся предварительные результаты испытаний двигателя «изделие 30». Отсутствие двигателя для аэроплана FGFA сдерживает развитие проекта, т.к. для Индии наличие современного двигателя пятого поколения является одним из главных факторов продолжения трудов по этому самолёту.
* * *
Ту-22М3
В ОКБ Туполева завершена разработка конструкторской документации для модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М3 — Ту-22М3М. Глубокая модернизация находящихся в строю аэропланов начнётся в 2018 году. Ту-22М3М получит современное высокоточное оружие, его радиоэлектронное оборудование и двигатели будут такими же, как у новейшего Ту-160М2.
* * *
Ту-160М/Ту-160М2
16 декабря на Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на лётно-испытательную станцию бездонно модернизированного самолёта Ту-160М с заводским номером 804 — первого опытного образца, изготовленного по программе возобновления производства бомбардировщика в версии Ту-160М2. Первый полёт аэроплана состоится до конца января 2018 года.
Выкатка прототипа Ту-160М2 из цеха окончательной сборки
В 2018 году в состав дальней авиации ВКС РФ устроятся шесть модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М. В 2017 году их было три. Для выполнения задач в Сирийской Арабской Республике привлекались стратегические самолёты Ту-160, Ту-95МС с применением высокоточного оружия и модернизированные аэропланы Ту-22М3 с применением авиационных бомб. Общий налёт в дальней авиации составил более 20 тысяч часов. Средний налёт на экипаж – немало 120 часов.
В 2018 году не менее двух дивизий морской авиации и сил ПВО Тихоокеанского флота будут объединены в составе армии со штабом на Камчатке. В задачи новоиспеченного соединения войдёт контроль воздушной обстановки на Камчатке, Чукотке и в арктическом регионе. В состав новой армии войдут авиационные части, зенитные ракетные и радиотехнические армии. Зоной ответственности оперативного объединения станет всё пространство от Северных Курил до арктического острова Врангеля — по сути, весь северо-восток страны.
Союз ВВС и ПВО Западного военного округа получат в 2018 году около сорока боевых самолётов Су-34, МиГ-31 (после модернизации), Су-35С и Су-30СМ.
* * *
В связи с разгромом основных сил ИГИЛ (запрещена в России) и освобождением от них утилитарны всей территории Сирии, с 11 декабря Минобороны РФ провело значительное сокращение российской военной группировки. 12 и 13 декабря о прибытии: фронтовых бомбовозов Су-34 на аэродром в Хабаровском крае, истребителей МиГ-29СМТ – в Астраханскую область. В те же сроки начался отвод ударной группы дальней авиации из Моздока (самая ближняя к Сирии авиабаза ВКС на территории России) бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Их также отправили к местам постоянной дислокации в Калужской, Иркутской и Мурманской областях. Вывод из военных действий значительной части авиации, участвовавшей в сирийской кампании, был возможен только при одном условии – эти силы не нужны для оказания военной поддержки Дамаска, и Москва не предугадывает внезапных выступлений джихадистов в Сирии, а это значит, что достигнуты какие-то твёрдые соглашения с теми, кто имеет на сирийскую оппозицию мощное влияние.
Военный опыт в Сирии получили более 48 тыс. военнослужащих Российской Армии. 80% экипажей оперативно-тактической и 90% армейской авиации имеют по 100 — 120 военных вылетов. Всего авиацией ВКС России за два года совершено 34 тыс. боевых вылетов.
Учебная и спортивная авиация
Весной-летом 2017 года минули предварительные испытания УТС Як-152. Осенью в ГЛИЦ (Ахтубинск) на государственных испытаниях участвовали два самолёта. Оба самолёта Як-152 принимали участие в авиасалоне МАКС-2017. Первоначальный экземпляр с бортовым № 01 участвовал в демонстрационных полётах, а вторая машина с бортовым № 02 демонстрировалась на статической стоянке.
В 2018 году планируется выпустить на ИАЗ немало десяти машин.
* * *
2017 год не изобиловал новостями по новому реактивному УТС СР-10. Самолёт участвовал в лётной программе МАКС-2017, продолжаются его лётные испытания в заинтересованностях Минобороны. До конца 2018 года на Смоленском авиазаводе будет выпущена первая партия самолётов, также до конца года ожидается принятие СР-10 на вооружение ВКС в качестве УТС посредственнее подготовки на II-IV курсах лётных училищ.
КБ САТ в 2017 году приступило к проектированию на базе СР-10 тяжёлого ударного БПЛА АР-10 «Аргумент». Сообразно техническим данным, «Аргумент» сможет не только наносить авиаудары в качестве штурмовика и поражать корабли неприятеля, средства противовоздушной обороны (ПВО) и бронетехнику, но и перехватывать его беспилотники.
На УЗГА (Екатеринбург) налажено производство легковесных австрийских многоцелевых самолётов Diamond DA42Т, в 2017 году учебным заведениям ВКС поставлено три самолёта. В 2018 году завершатся государственные совместные испытания, в планах на 2018 год — 17 аэропланов, в 2019 году — ещё 15. Итого до конца 2019 года будет поставлено 35 самолётов.
Система лётной подготовки пилотов военный авиации будет выстроена следующим образом: самолёты Diamond DA42Т/Як-152 — первоначальная лётная подготовка курсантов, СР-10 — средняя лётная подготовка на II-IV курсах, и третий этап — Як-130 на выпускном курсе.
Вертолёты
25 мая лётный образчик вертолёта Ка-62 совершил первый испытательный полёт.
* * *
Зарегистрировано совместное предприятие по производству лёгких вертолётов Ка-226Т в Индии. «Вертолёты России» совместно с АО «Рособоронэкспорт» организуют поставки в Индию и локализацию производства в этой краю вертолёта Ка-226Т и его модификаций в количестве 200 единиц, при этом не менее 140 единиц из них должны быть произведены на мощностях совместного предприятия в Индии.
* * *
В 2017 году ВКС получили 12 ударных вертолётов Ка-52 «Аллигатор».
ГТЛК переданы все 29 вертолётов, подлежащих поставке в 2017 году для использования в санитарной авиации. Соглашение на поставку медицинских вертолётов был заключён в конце 2016 года. Всего было законтрактовано 29 воздушных судов: 6 вертолётов Ансат, 10 Ми-8МТВ-1 и 13 Ми-8АМТ. В вытекающем году холдинг должен поставить ГТЛК ещё 31 машину.
* * *
АО «ЮТэйр-Вертолётные услуги» получило в течение года шесть новоиспеченных многоцелевых вертолётов Ми-8АМТ, два из которых оборудованы медицинскими модулями.
* * *
В 2017 году в соответствии с государственными контрактами Министерство обороны России и другие госзаказчики получили военные вертолёты Ка-52, Ми-35М и Ми-28Н, транспортные вертолёты Ми-26, многоцелевые вертолёты типа Ми-8. Впервые были поставлены корабельные вертолёты Ка-226Т и учебно-боевые Ми-28УБ (8 машин).
10 учебных вертолётов «Ансат-У» в ноябре-декабре устроились в учебную авиационную базу Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, дислоцированную в Саратовской области.
* * *
Первые поставки в войска боевого вертолета Ми-28НМ завяжутся в конце 2018 года.
Холдинг «Вертолёты России» ГТЛК в рамках международного авиакосмического салона МАКС-2017 заключили соглашение о поставке в 2018 году 30 вертолётов. В соответствии с подмахнутым соглашением, в 2018 году ГТЛК будут поставлены двенадцать вертолётов Ми-8АМТ производства Улан-Удэнского авиационного завода, а также шесть Ми-8МТВ-1 и двенадцать вертолётов Ансат, изготавливаемых на Казанском вертолётном заводе.
Также на МАКС-2017 заключены три контракта с компанией United Helicopters International Group, по которым китайским эксплуатантам в 2017-2018 годах будут поставлены 10 вертолётов. United Helicopters получит 5 легковесных вертолётов Ансат в медицинской комплектации, три Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС для последующей поставки операторам в Китае.
* * *
В 2017 году различным китайским заказчикам поставлены 5 вертолётов Ка-32А11BC. Кроме того, заключены контракты на поставку за рубеж ещё пяти вертолётов этого типа. В рамках подписанных соглашений вертолёты Ка-32А11ВС будут впервые поставлены в Таиланд и Турцию.
* * *
Всего в 2017 году поставлено 214 новоиспеченных вертолётов, в том числе, порядка 100 – в интересах российских силовых структур, более 70 вертолётов гражданского назначения, которые идут как на российский, так и на зарубежный базары, 29 вертолётов для санитарной авиации и др. В 2018 году планируется немного увеличить общий объём поставок.
Авиаперевозки
В 2017 году одна компания удалилась с рынка и одна компания появилась. Осенью из-за многочисленных длительных задержек рейсов Росавиация с 27 октября ограничила срок поступки сертификата эксплуатанта авиакомпании «ВИМ-Авиа». Другая авиакомпания — «Азимут» в сентябре начала перевозки пассажиров из Ростова-на-Дону, а немногим запоздалее — и из Краснодара. На 1 января 2018 года в парке авиакомпании было четыре региональных самолёта SSJ100. В планах «Азимута» на 2018 год — расширение парка ВС и географии полётов.
Тигролёт и Суперджет в аэропорту Внуково
За год российские перевозчики обслужили немало 105 млн пассажиров. Ранее максимального значения пассажироперевозки достигли в 2014 году и составили 93,2 млн пассажиров. В 2016 году было перевезено возле 88,6 млн человек, в 2017-м рост пассажирских перевозок составил 18,5%.
Международные перевозки по итогам 11 месяцев выросли на 33,4%, из них между Россией и зарубежными краями за пределами СНГ рост составил 39,4%, между Россией и странами СНГ — 8,5%. Рост перевозок внутри страны составил 10,7%, на местных курсах количество перевезённых пассажиров увеличилось на 2,3%.
Практически все российские авиакомпании показали рост пассажироперевозок в 2017 году. Пятёрка лидеров по итогам 11 месяцев выглядит вытекающим образом:
- Аэрофлот — 113,8%
- Россия — 141,0%
- Сибирь (S7) — 103,7%
- Уральские авиалинии — 124,0%
- ЮТэйр — 109,1%
Наибольших показателей роста пассажирским перевозкам за январь-ноябрь 2017 г. по сравнению с тем же этапом 2016 года добились следующие компании (в порядке убывания перевезённых пассажиров):
- Азур Эйр — 161,1%
- Северный ветер — 195,5%
- Ред Вингс — 172,5%
- Роял Флайт — 152,1%
- Саратовские авиалинии — 158,1%
- Ай Флай — 178,2%
- ИрАэро — 159,8%
Снизилось число перевезённых пассажиров у следующих авиакомпаний:
- Газпромавиа — 97,7%
- Комиавиатранс — 74,4%
- Полярные авиалинии — 95,3%
- Международный аэропорт «Оренбург» — 84,3%
Аэропорты
Крупнейшим аэропортом России по числу обслуженных пассажиров является Шереметьево. В 2017 году аэропорт обслужил 40 млн человек. Также в Шереметьево активно продолжается масштабная реконструкция: строится терминал B, к начину ЧМ-2018 по футболу будет сдан в эксплуатацию подземный межтерминальный переход, который соединит Южный и Северный терминальные комплексы. Продолжается стройка третьей взлётно-посадочной полосы. Две существующие ВПП расположены очень близко друг к другу и с учётом требований безопасности полётов не могут одновременно трудиться на взлёт/посадку. Из-за этого в сложных погодных условиях (снег, туман) в зоне ожидания на посадку скапливается большое количество аэропланов. Третья ВПП, которая должна быть запущена к началу футбольного первенства, увеличит пропускную способность аэропорта и ликвидирует очереди из самолётов в атмосфере.
* * *
В аэропорту Домодедово продолжается строительство терминала Т2 и третьей взлётно-посадочной полосы. Терминал должен начать обслуживание пассажиров к началу ЧМ-2018. После ввода новоиспеченного сегмента Т2 и с учётом реализации действующего проекта по расширению сегмента терминала Т1 площадь аэровокзального комплекса увеличится почти в два раза — до 500 000 кв. м. Совокупная пропускная способность терминалов Т1 и Т2 составит немало 45 млн пассажиров в год. Этот показатель выведет Домодедово в десятку аэропортов Европы и в ТОП-30 аэропортов мира. После ввода Т2 по объёму терминальных мощностей Домодедово сделается сопоставим, к примеру, с аэропортом Хитроу (Лондон) и превысит размеры пассажирских терминалов таких ведущих европейских аэропортов как Мюнхен и Цюрих.
Суперджет а/к «Азимут» на перроне новоиспеченного ростовского аэропорта «Платов»
В конце года запущен построенный с нуля в «чистом поле» новый аэропорт Ростова-на-Дону — «Платов». Базовым перевозчиком новоиспеченного аэропорта стала авиакомпания «Азимут», которая выполняет полёты в Санкт-Петербург, Новосибирск, Самару и др. минуя Москву. Городской аэропорт Ростова в дальнейшем будет выведен из эксплуатации, а на его территория будет интегрирована в городскую застройку под жильё и социальную инфраструктуру.
* * *
На заключительном этапе стройки находится новый терминал аэропорта в Симферополе. В конце кода строители замкнули тепловой контур здания. Ведётся монтаж оборудования, перрона и привокзальной территории. Запуск терминала намечен на крышка весны — к началу нового туристического сезона. Также в аэропорту ведётся реконструкция второй ВПП, которая сейчас используется в качестве рулёжной дорожки. Шагает закупка оборудования для радиотехнического обеспечения полётов на 69 млн рублей.
* * *
В середине января 2018 года открывается обновлённый аэропорт Саранска. 28 декабря в аэропорту сел самолёт авиакомпании S7 Airlines («Сибирь»). 14 января 2018 г. Саранск примет первый регулярный рейс, который выполнит авиакомпания «Победа», затем сквозь два дня — с 16 января, к полётам в столицу Мордовии приступит «S7».
* * *
26 декабря 2017 года, состоялась торжественная церемония запуска нового пассажирского терминала Интернационального аэропорта Красноярск. С 22 декабря пресс-служба аэропорта не использует его прежнее название «Емельяново». Официальных сообщений о смене наименования не было.
Читайте также: Новый аэропорт Саратова будет называться «Гагарин»
* * *
На стройплощадке нового аэропорта Саратова в Сабуровке ведутся труды по устройству третьего этажа пассажирского терминала. К середине декабря 2017 года готовность монолитного каркаса терминала составляет уже 65%. Аэропорт в Сабуровке строится также, как и «Платов» — с нуля. Аэропорт должен получить наименование «Гагарин», об этом 30 октября сообщил заместитель председателя регионального правительства Василий Разделкин.
* * *
Строительство нового терминала интернационального аэропорта Байкал (Улан-Удэ) начнётся в конце 2018 года. Планируется построить терминал пропускной способностью 500 тыс. человек. в год. Базовым перевозчиком в аэропорту может сделаться компания «Ангара».
* * *
В Екатеринбурге в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу-2018 продолжается реконструкция аэродромных покрытий в аэропорту «Кольцово». К проведению Чемпионата вселенной по футболу-2018 будет обеспечено устройство перрона, в том числе 72 места стоянки воздушных судов, а также устройство взлётно-посадочной полосы ВПП-2.
* * *
В заключительнее воскресенье октября в липецком аэропорту впервые приземлится большегрузный самолёт Ил-76. Это стало возможным благодаря открытию модернизированной удлинённой взлётно-посадочной полосы, новоиспеченной рулёжной дорожки и перрона на три места стоянки воздушных судов типа Боинг-737, А-320, Ил-76. Длину взлётно-посадочной полосы повысили на 150 метров, теперь она составляет 2350 метров.
* * *
Все работы по реконструкции аэродромного комплекса «Храброво» (Калининград) будут завершены к марту 2018 года. Завершено удлинение взлётно-посадочной полосы, смонтировано радиотехническое оборудование, завершается монтаж светосигнальной системы.
* * *
12 июля в Интернациональном аэропорту Анапы открыт новый терминал площадью 11 800 кв. м, пропускная способность которого составляет 600 пассажиров в час. Сумма инвестиций компании «Базэл Аэро» в проект составила немало 1,4 млрд рублей. Ввод нового терминала в эксплуатацию позволил увеличить площадь аэровокзального комплекса в три раза. Общая площадь аэропорта «Анапа» после его запуска составляет 16 500 кв. м, а всеобщая пропускная способность (на внутренних и международных авиалиниях) увеличена до 1100 пассажиров в час, т.е., почти в три раза.
* * *
12 июля аэропорт «Толмачёво» отметил 60-летие. В этот день в 1957 году из Новосибирска был выполнен первоначальный регулярный пассажирский рейс в Москву на самолёте Ту-104. В 2017 году аэропорт обслужил 5 млн пассажиров.
Источники:
- АО «Гражданские самолёты Сухого»
- ОАК: Обозрение рынка гражданской авиации на период 2017-2036 годы. Презентация, МАКС-2017
- Авиация России:
- Суперджеты полетят в Африку
- В ЦАГИ на статических испытаниях композитное покрывало МС-21 довели до разрушения
- Юрий Слюсарь рассказал о загрузке ВАСО до 2025
- На заводе Авиастар-СП идёт монтаж отечественной системы роботизированной сборки аэроплана Ил-76МД-90А
- FGFA — Индия выдвигает условия дальнейшей совместной разработки
- Индия готова заключить итоговое соглашение на разработку FGFA
- Источник: в 2018 году завяжется модернизация бомбардировщиков Ту-22М3 в версию Ту-22М3М
- Учебно-тренировочный самолёт СР-10 начнёт поступать в ВКС в конце 2018 года
- Неофициальный реестр SSJ100 на Russianplanes.net
- Aviation week: MC-21 Narrowbody Flight Tests Symbolize Russian Sector Ambitions
- Блог Середины анализа стратегий и технологий (Центр АСТ): Поставки боевых самолётов в Вооруженные Силы России в 2017 году
- Независимая газета: Российское оружие одержало знаковую победу над террористическим интернационалом
- Вести.ру: В 2018-м изведают нового «Белого лебедя» и модернизируют Су-34
- Пресс-служба Минобороны РФ: Дальняя авиация ВКС России в 2018 году пополнится шестью модернизированными ракетоносцами
- Пресс-служба Западного ВО: Возле 50 единиц новых образцов армейской и оперативно-тактической авиации получит Западный военный округ в 2018 году
- Холдинг «Вертолёты России»
- Интерфакс: Интервью с главой «Вертолётов России» Андреем Богинским
- Росавиация: Основные показатели труды гражданской авиации России за январь-ноябрь 2016-2017 гг.
- ТАСС: Минобороны до конца 2019 года закупит 35 учебно-тренировочных самолетов производства УЗГА
Андрей Величко,
январь 2018 г.