Alitalia на грани банкротства и не интересна новым инвесторам
пВсего сквозь два года после своего драматического спасения Alitalia, столкнувшись с вероятной возможностью ликвидации, снова близка к краху. Борьба авиакомпании за выживание была одной из немало, казалось бы, бесконечных историй в европейской авиационной отрасли, для которой это банкротство будет редким событием. В Европе были созданы три большие группы авиакомпаний — International Airlines Group (IAG), Lufthansa Group и Air France-KLM, но их всеобщая доля рынка доступных мест составляет всего около 30%. Для сравнения, три крупнейшие авиакомпании США — American Airlines, Delta и Southwest — контролируют 58% североамериканского базара, и если к ним добавить United Airlines, то доля предлагаемых мест увеличится до 72%. За последние пять лет произошло только два громких банкротства европейских авиакомпаний — в начине 2012 года упали венгерская Malev и базируется в Барселоне Spanair. Венгерское правительство так много раз выручало Малев, что Европейская комиссия не разрешила предоставлять авиакомпании дальнейшую поддержка. Spanair лишилась финансирования от управления автономного сообщества Каталония в связи с тем, что власти больше не могли удерживать перевозчика, причиной отказа от спонсирования Spanair был наименован «текущий экономический климат» в Европе, другими… В Венгрии освободившиеся места были заняты низкобюджетными перевозчиками (лоукостеры) Ryanair и wizzair. В 2012 году, когда обанкротились Malev и Spanair, Wizz Air и Vueling имели 37 и 46 аэропланов соответственно. В конце 2016 года Wizz Air руководила 67 самолетами и имела еще 145 твердых заказов, а Vueling — 99 самолетов плюс опцион на 46 машин. Несмотря на два банкротства и существенные сокращения Air France-KLM, Lufthansa и вторичных SAS или Alitalia, всеобщий потенциал внутриевропейского рынка продолжает расти. Количество предлагаемых мест увеличилось за 10 лет-с 2006 года на 4% и еще на 8% за заключительные два года. За пять лет с 2012 года Lufthansa сократила свои предложения на 6%, а Air France-KLM — на 18%. Плачевная ситуация с Alitalia не является один-единственной в европейской авиационной отрасли. В 2016 году авиакомпания Air Berlin сообщила о своей самой серьезной потери — сокращение авиапарка со 140 до 75 воздушных кораблей. Как и в других случаях, провозные мощности не сократились, т. к. подразделения Lufthansa — авиакомпании blue wings и Austrian Airlines владеют 38 самолетами Air Berlin. Тем не немного Air Berlin срочно требует нового финансирования, поскольку часть бизнеса, а это в основном базы в Дюссельдорфе и Берлине — не является устойчивым, а любая торговля потенциальному новому инвестору будет затруднена из-за… 25 апреля сотрудникам Alitalia была предоставлена возможность проголосовать за сокращение заработной платы и увольнения, чтобы сохранить авиакомпанию и разблокировать финансирование, но они отвергли эту возможность. Ожидается, что авиакомпания будет быть под контролем специальной администрации, которая попытается продать компанию или целиком, или по частям, или решит, что она должна быть ликвидирована. Итальянское правительство выключило возможность национализировать убыточную авиакомпанию, но сообщил, что готов предоставить кредит в размере €300-400 млн. для обеспечения функционирования в течение полугода. Отыскать другого инвестора для авиакомпании после того, как ее нынешние акционеры, в том числе Etihad Airways (49%), отказались продолжить финансирование, будет крайне сложно. Финансовый директор Lufthansa Ульрих Свенсон сообщает: «Мы не должны покупать Alitalia», фактически он исключает вариант, которому отдает предпочтение итальянское правительство. Однако, активы Alitalia заинтересовали генерального директора Malaysia Airlines Питер Белл (Peter Bellew), какой предложил взять в аренду до восьми Airbus A330. Перевозчик, который борется с жесткой конкуренции со стороны лоукостеров, в марте обнародовал план спасения, сообразно которому он будет стремиться сэкономить €1 млрд в течение трех лет и сократить до 2018 года 20 узкофюзеляжных самолетов своего… После интенсивных переговоров между авиакомпанией и ее профсоюзами, работникам была предоставлена возможность проголосовать за версию трудового договоренности с меньшим количеством сокращаемых рабочих мест и заработной платы. «Утверждение плана позволило бы разблокировать увеличения капитала на €2 млрд, в том числе немало €900 млн на новое финансирование, которое можно было бы использовать для повторного запуска авиакомпании», — сказано в сообщении Правления Alitalia. Последние события в Alitalia также сделались фиаско для Etihad, который агрессивно расширился в Европе и купил свой пакет Alitalia в 2014 году. «Мы глубоко сожалеем об итогах голосования сотрудников Alitalia, что означает, что продуют все стороны: сотрудники Alitalia, ее клиенты и ее акционеры, а в конечном итоге, также Италия, для которой Alitalia является послом по всему миру», -… Он помечает, что акционеры Alitalia, включая Etihad, предоставили «огромные суммы» финансовой и коммерческой поддержки в течение трех лет и вместе с итальянскими акционерами Alitalia бывальщины готовы оказать поддержку на сумму около €2 млрд для… Нино Корторилло (Nino Cortorillo), национальный секретарь профсоюза Filt-Cgil, сообщает: «Сегодня вопрос заключается в том, как спасти авиакомпанию и 12 000 сотрудников, а также много тысяч в аэропортах, которые также работают в Alitalia». Он добавляет, что Alitalia должна быть в состоянии работать на рынке, конкурировать» и что «условий для национализации Alitalia там нет».