Новости авиатуризма

Аэропорт Толмачёво

Днём рождения воздушных ворот Сибири почитается 12 июля 1957 года. Именно в этот день из Новосибирска был выполнен первый регулярный пассажирский рейс в Москву на самолёте Ту-104.

Толмачёво — одинешенек из двух аэропортов Новосибирска, крупнейший по пассажиропотоку международный аэропорт Сибири, через который проходит большое количество транзитных воздушных черт из Юго-Восточной Азии в Европу и из Северной Америки в Индию и Азию.

Наряду с московскими аэропортами Домодедово и Шереметьево, Толмачёво способен принимать аэробус A380. Пропускная способность аэропорта, при условии двух трудящихся ВПП, — 40 взлётно-посадочных операций в час. На протяжении четырёх лет — с 2012 по 2015 аэропорт ежегодно обслуживал более трёх миллионов пассажиров. Аэропорт размещён на окраине города Обь, в 17 км от центра Новосибирска.

Благодаря своему выгодному расположению и наличию разветвленной маршрутной сети аэропорт Толмачёво традиционно обслуживает порядочное количество пассажиров не только из Новосибирской области, но также из близлежащих регионов — Томской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай.

Концентрация в Новосибирске железнодорожных, автомобильных и водных транспортных линий сообщения и расширение торгово-экономических связей Сибирского федерального округа с зарубежными и российскими партнёрами способствуют развитию аэропорта Толмачёво как одного из крупнейших авиатранспортных узлов за Уралом.

История аэропорта начинается в 1939 году, когда в селе Толмачёво была размещена военная авиационная школа пилотов ВВС Алой Армии, которая готовила специалистов для гражданской и военной авиации. В апреле 1941 года в военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлётно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по касательству друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. Работы развернулись к востоку от современной ВПП-1, сейчас тут базируется 562-я авиационная база армейской авиации.


Авиабаза Толмачёво, 9 октября 1941 г.

9 октября 1941 года Толмачёвский военный аэродрома был зачислен в эксплуатацию. В строительстве было задействовано 3,5 тысячи рабочих и более 300 единиц техники. Работа ударными темпами в условиях завязавшейся войны позволили сдать аэродром всего через полгода после начала работ.

22 июня 1941 года на аэродром Толмачёво был перебазирован 19-й резервный истребительный авиационный полк 5-й запасной авиационной бригады, который до 1 апреля 1944 года занимался обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых долей ВВС РККА. Здесь проходили подготовку полки и отдельные экипажи на самолётах ЛаГГ-3, Як-7б, Як-9 и Як-3. Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1944 годы на аэродроме совершали промежуточные посадки истребители Р-39 Aircobra и Р-40, какие поступали по ленд-лизу в Советский Союз из США, а также бомбардировщики Пе-2 и Ил-4, изготовленные в Комсомольске-на-Амуре, Улан-Удэ и Иркутске.


Толмачёво, 1950-е годы

В начале 50-х годов в Советском Альянсе начался бурный рост пассажирских перевозок. Во время весенней и осенней распутицы пассажирам, вылетающим из Новосибирска, чтобы попасть в самолёт доводилось буквально месить грязь, пробираясь по лётному полю. Все наземные службы ютились во времянках, щитовых домах, помещениях, полученных от военных и бывших на значительном удалении от ВПП. Столице Советской Сибири требовался современный аэропорт, и в 1951 году рядом с авиабазой на окраине посёлка Обь началось стройка новой взлётно-посадочной полосы длиной 2100 метров, которая в модернизированном виде эксплуатируется и сегодня (ВПП-1 07/25).

В 1957 году строительство ВПП было завершено, и 12 июля на реактивном аэроплане Ту-104 был выполнен первый пассажирский рейс № 020 Новосибирск — Москва. Совершив промежуточную посадку в Свердловске, самолёт доставил в столицу 50 пассажиров. Этот день — 12 июля 1957 года, — зачислено считать днём рождения новосибирского аэропорта Толмачёво.


Здание первого аэровокзала аэропорта Толмачёво

В 1956 году началось строительство аэровокзала, какой был сдан в эксплуатацию 1 декабря 1957 года. Аэропорт получил здание с залом ожидания, зоной регистрации пассажиров, телеграфом, кассами и поясом выдачи багажа. Сейчас здесь находится контрольно-диспетчерский пункт

24 апреля 1961 года на авиатрассы Советского Союза вышел турбовинтовой дальнемагистральный аэроплан Ту-114. Этот лайнер выполнял один из самых протяжённых рейсов из Москвы в Хабаровск, и аэропорт Толмачёво стал запасным аэродромом для посадки на этой протяжённой линии.

В 1962 году аэропорт начал обслуживать международные рейсы — в связи с ремонтом ВПП в Иркутске самолёты из Москвы в Пекин, Пхеньян и Улан-Батор совершали промежуточные посадки в Новосибирске. В этом же году столица Сибири сделалась городом-миллионником, вместе с городом развивается и аэропорт — растёт пассажиро- и грузооборот, старый аэровокзал уже не удовлетворяет требованиям динамичных 60-х, и 21 ноября 1963 года отворился новый аэровокзал общей площадью более 10 000 кв.м. Аэропорт с новым аэровокзалом получил служебное помещение, в котором разместился командно-диспетчерский пункт, студии для ремонта реактивных самолётов, склад материалов. Теперь аэропорт Новосибирска обеспечивал пропускную способность 1000 пассажиров в час.


Аэровокзал аэропорта Толмачёво, 60-90-е годы.

Немало 30 лет трёхэтажное здание с красным козырьком было визитной карточкой главного аэропорта Сибири.

В 60-х годах на авиалинии СССР вышел новоиспеченный пассажирский межконтинентальный самолёт Ил-62. 29 января 1965 года в Толмачёво в рамках лётных испытаний совершил посадку один из прототипов Ил-62, а спустя два года Ил-62 начинов выполнять регулярные рейсы из Новосибирска в Москву и Хабаровск. Этот комфортабельный современный лайнер пришёл на смену Ту-114.

Выход на авиалинии страны таких лайнеров, как Ил-62 и Ту-154 с повышенной взлётной массой и растущий объёмом авиаперевозок требовал дальнейшего совершенствования аэродромной инфраструктуры. В 1968 году в Толмачёво началась модернизация взлётно-посадочной полосы, её длина увеличивалась до нынешних 3600 метров. ВПП 07/25 шириной 60 м имеет асфальтобетонное покрытие без ограничений на массу принимаемых воздушных судов. Полоса оборудована курсо-глиссадной системой (ILS) 1 категории, приводными радиомаяками и светосигнальными системами. Так как аэропорт Толмачёво имеет как штатское, так и военное назначение, ВПП-1 принадлежит Министерству обороны России.

Спустя 10 лет после того, как в Новосибирске появился миллионный житель, сделался «миллионником» и новосибирский аэропорт. В 1972 году пассажиропоток Толмачёво превысил 1 млн пассажиров в год. Всего четыре года понадобилось аэропорту, чтобы вдвое повысить пассажиропоток — в 1976 году было обслужено более 2 млн человек. Увеличение пассажиропотока не в последнюю очередь было связано и с началом эксплуатации новоиспеченного пассажирского самолёта Ту-154 летом 1974 года.


Ту-154А борт СССР-85087 после пожара.

В феврале 1978 года в аэропорту случилось серьёзное ЧП. Во время подготовки самолёта Ту-154А борт СССР-85087 к очередному рейсу, техник, который проводил работы на борту лайнера, покинул без присмотра включенный обогреватель из-за чего произошло возгорание ветоши, лежавшей перед нагревателем. Через рукав потоком воздуха её выкинуло в кабину, самолёт загорелся. Лайнер был значительно повреждён — полностью прогорела верхняя часть фюзеляжа. Хвостовая часть практически не пострадала и в марте 1978 года борт СССР-85087 был скатан, а его хвостовую часть и предоставили «Мосфильму» для съёмки фильма-катастрофы «Экипаж».

В мае 1982 года из Новосибирска во Внуково начал выполнять регулярные рейсы первоначальный советский аэробус — широкофюзеляжный самолёт Ил-86. В середине 80-х становится понятно, что в ближайшем будущем одной полосы аэропорту уже не будет хватать для его динамичного развития, принимается решение о стройке ВПП-2, которое началось в 1987 году. Но распад СССР и последовавший затем экономический кризис привели к тому, что в 1995 году стройка было остановлено. К этому времени были готовы двухслойное покрытие ВПП-2 и рулёжная дорожка к ВПП-1, строителям оставалось смонтировать светосигнальное оборудование и выстроить диспетчерский пункт, но госфинансирование проекта было прекращено и возобновилось только в 2002 году.

В 1991 году аэропорт обслужил 2 млн 650 тыс. пассажиров. Этот рекорд был побит лишь спустя 20 лет — в 2011 году пассажиропоток аэропорта составил более 2 млн 765 тыс. человек. В начале 90-х аэропорт Новосибирска достиг максимального развития маршрутной сети и был связан ровным авиасообщением с 175 городами СССР.

В 1992 году аэропорт Толмачево получил статус международного и открывает таможенный и пограничные посты, желая первые международные рейсы начинают выполняться в Харбин и Франкфурт-на-Майне ещё летом-осенью 1991 года. В 1995 году произошла смена формы собственности аэропорта. Толмачёвский слитый авиаотряд был преобразован в три самостоятельных предприятия: государственное авиапредприятие «Аэропорт Толмачёво», авиакомпания «Сибирь» и ЗапСибаэронавигация.


Терминал международных авиалиний

Стремительно вырастающий пассажиропоток на международных авиалиниях потребовал расширения аэровокзального комплекса — в 1997 году был достроен и сдан в эксплуатацию международный терминал расчитанный на сервис 450 пассажиров в час и включающий в себя привокзальную площадь и четыре новых авиастоянки для Ил-86. Международный терминал стал обслуживать чартерные рейсы в Китай, Германию, Индонезию, Слитые Арабские Эмираты и другие страны.

В 2004-2009 годах была проведена масштабная реконструкция терминалов аэропорта. Изначально созданный по типовому проекту аэровокзал внутренних авиалиний был целиком перестроен и приобрел современные очертания, в 2006 году был сдан в эксплуатацию блок прилёта и введены в строй телетрапы, которые очень живы в сибирском аэропорту особенно в осенне-зимний период. В 2008 году французская компания ADPI Designers & Planners составила проект нового пассажирского терминала. Планируемая площадь составляла 81,2 кв.м. 28 октября того же года был отворён новый отель повышенной комфортности «SkyPort». В июне 2009 года была введена в эксплуатацию вторая линия терминала, предназначенного для интернациональных рейсов. Это событие имело важное значение для Сибирского региона, т.к. запуск второй очереди позволил повысить пропускную способность пассажиров почти в два раза.


Встреча первого аэроплана на ВПП-2

25 сентября 2010 года состоялось торжественное открытие второй взлётно-посадочной полосы. Airbus A320 «Аэрофлота», следовавший из Москвы, свершил первую посадку на вторую взлётно-посадочную полосу Толмачёво. Аэропорт стал единственным аэропортом в Азиатской части России, имеющим две ВПП. Вторая ВПП 16/34, длиной 3602 м, имеет ширину 45 м, бетонное покрытие не имеет ограничений по массе принимаемых воздушных кораблей, полоса оборудована ILS 2 категории.

В июле 2012 года на въезде в аэропорт установили памятник Ту-154 (бортовой номер RA-85628) — самому массовому отечественному среднемагистральному лайнеру. Установка аэроплана на вечную стоянку была приурочена сразу к трём знаменательным датам: 55-летнему юбилею аэропорта, 40-летию эксплуатации Ту-154 и 20-летию базовой авиакомпании аэропорта S7 Airlines. В ноябре того же года аэропорт впервые в своей истории обслужил трёхмиллионного пассажира, а по итогам 2012 года пассажиропоток превысил 3 млн 260 тыс. пассажиров.

В 2013 году завязалась подготовка к модернизации терминала международных авиалиний, в рамках которой предусматривалось значительное увеличение площади и пропускной способности терминала, а также усовершенствование аэровокзальной инфраструктуры. Завязались работы по проектированию реконструкции ряда важнейших объектов аэродромного комплекса, в том числе перрона и ВПП-1. Срок разработки проекта — до ноября 2014 года.


Интернациональный терминал

21 июля 2015 года была завершена реконструкция международного терминала аэропорта Толмачёво. Площадь терминала до реконструкции составляла 10 000 кв. м. В ходе трудов она была увеличена до 27 000 кв. м, пропускная способность увеличилась с 750 до 1300 пассажиров/час.

Сегодня новосибирский аэропорт — один из крупнейших авиаузлов России. Он располагает двумя пассажирскими терминалами с VIP-залом, грузовым терминалом, комфортабельным отелем, сертифицированный Европейским агентством по безопасности полётов (EASA) ремонтной базой. В аэропорту трудится авиационный учебный центр (АУЦ), где проходят первоначальную подготовку и повышение квалификации сотрудники службы организации пассажирских перевозок, инспектора службы авиационной безопасности, специалисты поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, а также специалисты, взятые в проведении противообледенительной обработки воздушных судов. Взлёты и прилёты самолётов производятся на две полосы одновременно с использованием спутниковой навигации.

По оценкам специалистов пассажиропоток в Толмачёво каждогодне может увеличиваться на 10-15%. Поэтому ещё в 2010 году министр транспорта Игорь Левитин предложил региональным властям заблаговременно предусмотреть пункт под строительство третьей взлётно-посадочной полосы. Министр отметил, что в будущем планируется принять ВПП-1 в ведение Росавиации, т.к. сейчас она принадлежит Министерству обороны, и прочертить её реконструкцию. Но можно пойти и по другому пути: если развитие аэропорта будет идти более быстрыми темпами, то тогда можно будет выстроить ВПП-3, а ВПП-1 сделать рулежной дорожкой.

Андрей Величко,
сентябрь 2016 г.

Кнопка «Наверх»