«Аэрофлоту» мешает Минпромторгу ограничивать ввоз зарубежных самолетов
«Аэрофлот» пытается воспрепятствовать Минпромторга ужесточить правила беспошлинного ввоза в ЕАЭС иностранных самолетов. Белоруссия и Казахстан хотят распространить льготный режим на суда емкостью до 150 кресел, и для защиты отечественных SSJ 100 и МС-21 министерство решило пересмотреть его. Но «Аэрофлота» только в 2018 году должен прийти 31 иноземный самолет, и компания может понести более 25 млрд руб. дополнительных затрат. В ответ перевозчик угрожает сократить закупки не только западной, но и российской техники.
По информации издания “Коммерсантъ“, «Аэрофлот» упрашивает первого вице-премьера Игоря Шувалова вмешаться в ситуацию, сложившуюся вокруг временного ввоза и эксплуатации в странах ЕАЭС иностранных самолетов. Об этом говорится в посланье заместителя гендиректора компании по работе с клиентами Вадима Зингмана от 4 августа. В аппарате господина Шувалова подтвердили получение письма. Речь идет о продлении порядка ввоза техники без уплаты таможенных пошлин и НДС до 2020 года с возможностью ее эксплуатации в течение 12 лет. Российские авиакомпании в отличие от перевозчиков иных стран ЕАЭС освобождаются только от уплаты ввозной пошлины, а не от НДС. Из письма следует, что до начала августа сторонам удалось полностью согласовать продление порядка. Но конфликт возник вокруг идеи Белоруссии и Казахстана увеличить период льготы и распространить ее на самолеты до 150 мест.
Господин Зингман строчит, что Минпромторг выступил против, поскольку эти предложения, «возможно, пересекаются с планами производства РФ самолетов типа МС-21-300 вместимостью в том числе и 150 пунктов». Представитель министерства заявил о желании пересмотреть весь пакет авиационных поправок», в том числе сократить срок льготы на самолеты, ввозимые в 2018-2019 годах, с 12 до 5 лет, блокировать новоиспеченные идеи и сократить срок льготы для турбовинтовых судов до 2019 года. Минпромторг «фактически заблокировал стратегически важное решение» вразрез с ранее достигнутыми договоренностями, подтвержденным Минтрансом и Минэкономики.
Сейчас в России можно ввозить самолеты на 50-300 кресел с нулевой пошлиной, какая в норме составляла 7,5–15,6%. До конца 2018 года для самолетов действует таможенная процедура временного ввоза с условным освобождением (полным или частичным) от таможенных пошлин, налогов и без мер нетарифного регулирования (но с последующим помещением под процедуру реэкспорта). Однако в начине августа Минпромторг сообщил, что в конце 2019 года будут отменены льготы на временный ввоз иностранных судов, что «установит таможенно-тарифная защита внутреннего базара в интересах российских воздушных судов удлиненной версии SSJ 100 и МС-21-300», серийное производство которого запланировано на 2019 год (см. «Ъ» от 9 августа.)
«Аэрофлот» спрашивает компромиссного решения, иначе авиакомпания не сможет выполнить план операционной деятельности», ей придется уменьшить план закупок самолетов, причем как иноземного, так и российского производства, что позволит расширить маршрутную сеть, «включая региональные и социально значимые маршруты». По подсчетам «Аэрофлота», парк которого в 2018 году должен пришагать 31 иностранный самолет, в случае прекращения льготного режима дополнительные расходы на ввоз самолетов превысят 25 млрд руб. Российские перевозчики также очутятся в неравных условиях с конкурентами из других стран ЕАЭС и мира.
В «Аэрофлоте» отказались от комментариев, но источник в авиакомпании подтвердил отправку обращения. В Минтрансе ведают о проблеме и поддерживают позицию перевозчика, поскольку она «абсолютно логичной с учетом жизненного цикла лизинговой сделки». Но основную позицию по вопросу формирует Минэкономики. Там обсуждать ситуацию кругом ввоз иностранных самолетов отказались. В Минфине «Ъ» переадресовали в Минпромторг, где на запрос не ответили.
Глава Infomost Борис Рыбак убежден, что отмена льготного порядка может привести к серьезной деградации российского воздушного транспорта в целом» и избавит «Аэрофлот» и другие авиакомпании возможности выполнить стратегические задачи развития. Это повысит и без того немаленькие стоимости на самолеты, что грозит повторением в отрасли ситуации 1990-х годов, когда в Россию ввозились менее топливоэффективные, возрастные самолеты, требуют положительного техобслуживания. По мнению эксперта, ухудшится и без того неблестящая ситуация с рентабельностью российских авиакомпаний.