«Аэрофлот» столкнулся с перебоями в поставках топлива
В «Газпром нефти» возникли сложности с поставкой топлива в Шереметьево, «Аэрофлота» даже пришлось включить резервную схему обеспечения. Участники базара связывают проблемы с отменой процедуры обязательной сертификации ТЗК и лабораторий контроля качества авиакеросина. Текущие вопросы удалось решить в ночь на 12 августа, ситуация может быть обсужден ныне на совещании в Шереметьево. Отраслевые эксперты подчеркивают, что российское авиатопливо давно вызывает претензии иностранных авиакомпаний и для него необходимо вводить сертификационные заявки, пишет “Коммерсантъ“.
На прошлой неделе «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» оповестила авиакомпании «об временные перебои с транспортировкой авиакеросина по трубопроводу «Транснефти»», рассказали «Ъ» ключи в авиаотрасли. В результате для выполнения производственной программы в полном объеме «Аэрофлот» (около 40% заправки осуществляет через «Газпромнефть-Аэро Шереметьево») «отработал резервную схему авиатопливообеспечения»: перевозчику пришлось переложить заправку немало 50 рейсов на ТЗК Шереметьево, в составе которого находятся собственные запасы топлива авиакомпании. В Росавиации, контролирует цены на авиакеросин и осуществляет ежесуточный мониторинг присутствия топлива в ТЗК, и «Аэрофлоте» отказались от комментариев. В Минэнерго переадресовали вопрос к Росстандарта, оттуда в Ространснадзор, где на запрос не ответили.
Источник «Ъ» в одном из ведомств известил, что в последнее время не был постоянно обеспечен трехсуточный запас топлива в резервуарном парке, что вызвало вопросы к оператору по заправке воздушных судов». Собеседник «Ъ» в области пояснил, что перебои возникли около двух недель назад. Основная причина, по его мнению, может быть связана «с некондиционным топливом, какое требует прохождения дополнительной системы тщательной фильтрации» при его сдаче в резервуары ТЗК.
Причину собеседники «Ъ» на рынке видят в отмене в 2015 году непременной сертификации топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов. С тех пор качество топлива по нормам проверяется только при выходе с завода-изготовителя, последующий контроль не предусмотрено. Риски, связанные с выбором ассортимента ГСМ и организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение заправку аэропланов, хранения топлива, переведенные на авиакомпании (см. «Ъ» от 28 марта). «На данный момент не представляется возможным даже определить, на каком этапе авиационное топливо может сделаться некондиционным, поскольку законодательством не предусмотрено наличие документации, регулирующий качество топлива», объясняет один из собеседников «Ъ».
Для доставки авиатоплива к хранилищам в аэропортах Московского авиаузла используется железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Заключительный способ наиболее дешевый и удобный и для производителя, и для потребителя. Поставки осуществляет «Транснефтепродукт» через Московский кольцевой нефтепродуктопровод. В эту систему составляют топливо два поставщика: рязанский НПЗ «Роснефти» и московский НПЗ «Газпром нефти».
Объемы поставок авиакеросина в аэропорты МАУ по трубопроводам составляют возле 1,9 млн тонн в год треть общей потребности аэропортов. Три четверти трубопроводных объемов потребляет Шереметьево, на втором месте Внуково (чуть немало 300 тыс. тонн), на третьем Домодедово (более 200 тыс. тонн). В летний период традиционно наблюдается высокий спрос на топливо.
Собеседник «Ъ» в одном из профильных ведомств сообщает, что, поскольку контроль за ситуацией на рынке авиакеросина «оказался выведен за периметр ведения госорганов», много проблем теперь могут «вовремя не раскрыться и повергнуть к серьезным последствиям, вплоть до ухудшения работы топливной системы самолета».
Однако участники процесса наличие перебоев не признают. Советник президента «Транснефти» Игорь Демин удостоверил «Ъ», что в последнее время никаких проблем с поставкой аэропортов не возникало, остановки только предусмотренные регламентом. В целом поставки осуществлялись в соответствии с графиком, добавляет господин Демин. Он известил, что в течение лета претензий по качеству топлива не поступало. В пресс-службе «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» «Ъ» сообщили, что компания стабильно обеспечивает необходимый объем топлива в аэропорту для своевременной заправки воздушных кораблей и предприятие работает в штатном режиме. При необходимости ТЗК имеет возможность оперативно наращивать объемы поставки топлива автомобильным транспортом до установленных заявок.
В Шереметьево «Ъ» не стали комментировать возможные сбои, подчеркнув, что «ситуация обеспечения авиатопливом авиакомпаний отслеживается». Периодически, уточнили в аэропорту, проходят встречи и совещания с авиакомпаниями, операторами ТЗК и участниками базара, ближайшее состоится сегодня. На нем будут рассмотрены «текущие вопросы и перспективы развития ТЗК с учетом планов авиакомпаний». Источник «Ъ», близкий к ситуации, известил, что поставки авиакеросина с «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» нормализовались в ночь с пятницы на субботу.
Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что со стороны иностранных производителей двигателей давным-давно поступают нарекания на топливо некоторых российских производителей: по заявлениям западных специалистов, оно содержит больше примесей, чем положено, что ведет к ускоренному износу техники. При этом задача приведения стандартов российского топлива в соответствие с зарубежными ставилась перед профильными волями давно. Пока не будет проявлена воля и не будут установлены жесткие сертификационные требования к качеству топлива, подчеркивает эксперт, заправка будет выходить по принципу «кому как повезет».