80 лет со дня первого полёта самолёта ЦКБ-30 «Москва»
16 мая 1938 года состоялся первоначальный полет рекордного самолета ЦКБ-30 «Москва». Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.
ЦКБ-30 — модификация далекого бомбардировщика ДБ-3, разработанный в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина. В 1940 году модификация ДБ-3Ф получила название Ил-4. В СССР на четырех заводах было построено 5256 аэропланов Ил-4.
В конструкцию самолета ЦКБ-30 в отличие от серийного ДБ-3 были внесены изменения – доработан фонарь кабины штурмана, снято вооружение, а вместо него в бомбоотсеке и кабине стрелка введены дополнительные топливные баки. Общий запас топлива обеспечивал беспосадочный полет дальностью свыше 8000 км
Кабины летчика и штурмана оснащались наиболее совершенным в то пора пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, а также необходимым запасом жидкого кислорода с соответствующим комплектом кислородных приборов.
Полтора месяца спустя, 27 – 28 июня 1938 года, характеристики ЦКБ-30 «Москва» бывальщины подтверждены. Владимир Коккинаки и штурман A. М. Бряндинский выполнили дальний перелет на рекордном самолете, приземлившись в городе Спасск-Дальний, недалеко от Владивостока. Дистанция 7580 км было пройдено за 24 часа 36 минут при средней скорости 307 км/ч, и это был мировой рекорд скорости.
28 апреля 1939 года пилот В. К. Коккинаки и штурман М. X. Гордиенко на самолете «Москва» сделали новый рекордный полет в США. Менее чем за сутки, за 22 часа 56 минут, они победили 8000 км (6515 км по прямой) со средней скоростью 348 км/час. Для того времени это было выдающимся достижением. С 1959 года этот маршрут сделался использоваться для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
Учитывая заслуги В. К. Коккинаки как первооткрывателя кратчайшего пути между Европой и Америкой, Интернациональный комитет авиации и космонавтики (ICCA) в 1965 году наградил его бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров».