3 причины посмотреть «Конклав» — интригующий триллер о выборах папы римского с Рэйфом Файнсом
Вас захватят напряжённый сюжет и невероятные съёмки.
Два года назад фильм Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» стал одним из триумфаторов «Оскара»: он забрал четыре премии при девяти номинациях, в том числе и как лучшая картина на иностранном языке.
В 2024 году режиссёр вернулся с новой экранизацией. Он перенёс на экраны «Конклав» Роберта Харриса, автора книг «Офицер и шпион» и «Призрак», по которым снял одноимённые фильмы Роман Полански.
Картина Бергера забрала четыре премии BAFTA и входит в число главных номинантов на «Оскар». «Конклав» поборется за награды в восьми категориях, в том числе и «Лучший фильм».
О фильме «Конклав»
Сюжет
В Ватикане внезапно умирает папа римский. Теперь кардиналы должны собрать конклав и назначить нового главу католической церкви. Под руководством декана Томаса Лоуренса более ста претендентов изолируются в Апостольском дворце и будут голосовать друг за друга, пока один из них не получит две трети голосов.
Сам Лоуренс входит в число основных претендентов, но совершенно не хочет становиться папой. Он поддерживает прогрессивного либерала Альдо Беллини, который планирует продолжать дело предшественника по осовремениванию церкви.
Их основные соперники: консервативный кардинал Адейеми из Нигерии, итальянец Тедеско, который грозится вернуть старые жёсткие порядки, и наиболее убедительный Жозеф Трембле, придерживающийся умеренных взглядов. С каждым этапом голосования обстановка накаляется.
Очевидно, что некоторые кандидаты не гнушаются искать компромат на других. Лоуренс узнаёт буквально о каждом самые неприятные подробности. В довершение ко всему появляется кардинал из Афганистана, о существовании которого никто даже не подозревал.
Рассказываем, чем может заинтересовать эта картина.
Фильм «Конклав» посвящён кризису веры
Есть множество фильмов и сериалов о выборе нового главы церкви: от классических «Башмаков рыбака» и комедии «У нас есть папа!» до саркастичного «Молодого папы». Но сюжет «Конклава» не следует традициям жанра, а нарушает их.
Кадр из фильма «Конклав»
Легче всего предположить, что в финале сам Лоуренс, который меньше всего желает побеждать, получит титул. Тем более что в один момент он неявно признаётся в своих амбициях. Можно даже найти общее с трогательным фильмом «Два папы» — там перед важным событием главный герой тоже испытывал кризис веры и подумывал уйти в отставку.
«Конклав» балансирует между всеми знакомыми сюжетами. Это одновременно фильм о политических интригах и кризисе веры одного конкретного человека. Недаром в центр ставят героя, который действительно не хочет становиться папой. Он наблюдает за остальными кандидатами и всё больше убеждается, что все они далеки от веры — каждый борется за свои амбиции. И даже кажущийся наиболее покладистым Беллини в какой-то момент раскрывается не с лучшей стороны.
Лоуренс выглядит манипулятором, но не таким хитрым и изворотливым, как герои «Молодого папы» и «Нового папы». Он совершенно не рад тому, что на него свалилось, однако принимает условия игры и сам идёт на крайние меры. И тут уже не столько герою, сколько зрителю придётся решать, насколько оправданны его поступки. Возможно, некоторые кандидаты и правда повредят развитию церкви. Но честно ли ради благой цели копаться в грязном белье?
Кадр из фильма «Конклав»
Как автору оригинала Харрису, так и режиссёру Бергеру слегка изменяет чувство вкуса. Несколько ходов, которые сильно влияют на сюжет, кажутся слишком уж нарочитыми: авторы буквально подталкивают историю к конфликтам и морализаторской развязке. Но учитывая, что сам фильм скорее напоминает притчу, ему можно простить такую навязчивость.
Фильм «Конклав» погружает в эстетику Ватикана
После выхода и успеха «На Западном фронте без перемен» многие спорили, насколько удачно Бергер адаптировал произведение Эриха Марии Ремарка: действие сместили ближе к концу войны и добавили в сюжет политики. В случае с «Конклавом» режиссёр явно улучшил простоватый оригинал.
Кадр из фильма «Конклав»
Ещё по предыдущей работе режиссёра было заметно, что он умеет снимать невероятно красиво, даже если дело касается мрачной военной эстетики. На этот же раз Бергер берётся за фильм про Ватикан и священнослужителей, что уже даёт огромный простор для интересных кадров — здесь можно опять вспомнить и «Молодого папу», и «Два папы».
«Конклав» — не только разговорное, но и созерцательное кино. Бергер собрал потрясающую команду, которая помогла создать невероятно эстетичный фильм. Сьюзи Дейвис не зря номинировали на «Оскар» как лучшего художника-постановщика. Именно она отвечала за экранную версию Сикстинской капеллы и прочих деталей обстановки.
На настоящей локации запрещают даже фотографировать, поэтому приходилось ориентироваться на старые кадры и комментарии экспертов. Что ещё важнее — авторы нашли на итальянской студии Cinecittà готовые декорации частей Апостольского дворца и восстановили их.
Кадр из фильма «Конклав»
При этом Бергер и Дейвис не стремились к документальности: для контраста они изменили цвета ковров и прочие детали. Убранство внутренних помещений, где живут кардиналы, додумывали сами, чтобы подчеркнуть статус разных персонажей. В итоге в «Конклаве» сама обстановка многое рассказывает о героях.
Режиссёр не стесняется затягивать действие, показывая множество моментов, которые будто бы не важны: герои стоят на месте или просто идут по двору. Но именно такие сцены стараниями знаменитого оператора Стефана Фонтена превращают фильм в ожившую картину. Иногда время в кадре будто замирает, и зритель вместе с героями погружается в очень красивый, но мрачный мир.
Сюжет фильма «Конклав» построен на эмоциональных диалогах
Среди множества фильмов и сериалов о католической церкви чаще всего вспоминают «Молодого папу». Тем, кто только собирается посмотреть «Конклав», нужно быть готовыми, что сюжетно он скорее ближе к «12 разгневанным мужчинам» и прочим разговорным драмам, чем к хулиганским и провокативным историям.
Кадр из фильма «Конклав»
Если говорить о каких-то поворотных событиях, то на два часа хронометража есть лишь пара всплесков сюжета. Именно поэтому они так хорошо работают — даже простой упавший поднос становится чуть ли не скримером на фоне общей неспешности. А уж важнейшая сцена ближе к финалу и вовсе создаёт ощущение, что именно к ней зрителей готовили на протяжении всех этих долгих повторений голосования.
Большую часть времени персонажи где-то стоят или сидят и просто разговаривают друг с другом. И тут срабатывают две важнейшие детали, на которые Эдвард Бергер сделал удачную ставку. Для начала — в картине потрясающий актёрский состав. Уже сам факт того, что в драматическом фильме (а не в «King’s Man: Начало») есть Рэйф Файнс и Стэнли Туччи, делает картину обязательной для просмотра. Бергер, не стесняясь, позволяет им не только разговаривать, но и подолгу молчать в кадре — глаза Лоуренса иногда говорят гораздо больше.
А к ним ещё и добавляют Джона Литгоу — даже трудно представить, кто лучше смог бы сыграть такого двуликого персонажа. Этот актёр хорош и в обаятельной комедии («Гарри и Хендерсоны», «Третья планета от Солнца»), и в положительных ролях в драме (Черчилль в сериале «Корона»), и в образе самого жестокого маньяка («Декстер»). Именно благодаря его игре легко поверить, что Трембле окажется то ли подлецом, то ли кристально честным человеком в плену обстоятельств.
Кадр из фильма «Конклав»
Стоит признать, что единственная женская роль с текстом, которую отдали Изабелле Росселини, кажется немного надуманной и навязчивой. Но и здесь спасает талант актрисы.
Вторая же деталь, которая добавляет «Конклаву» дополнительных баллов для лучшего восприятия, — большое количество будничных мелочей в кадре. Хотя бы тот факт, что многие кардиналы решают вопросы во время перекуров. И у одних в руках обычные сигареты, у других — модные вейпы. Они общаются в простой столовой, пользуются принтерами.
Персонажам добавляют человечных и максимально понятных черт сразу с двумя целями. С одной стороны, это приближает их к зрителям. С другой, заставляет задуматься: не слишком ли они «приземлённые» для тех, кто должен думать о душе и боге. Или же и это обман, и главная идея в том, что идеального кандидата без грехов и тайн найти невозможно?
Кадр из фильма «Конклав»
Если относиться к сюжету более придирчиво и цинично, то он может показаться слишком прямолинейным и даже наивным. Один из персонажей выглядит «богом из машины», который точно решит все проблемы. Поэтому можно сказать, что «Конклав» скорее играет в интеллектуальное и сложное кино, но не удивляет всерьёз. Из-за этого появились даже ироничные отзывы, что Бергер просто снял «Дрянных девчонок» со священниками.
Но даже в тех моментах, когда сюжет фильма оказывается наигранным, «Конклав» спасает если не великолепная актёрская игра, то потрясающие съёмки. А вместе все составляющие оставляют отличное впечатление.
Другие фильмы-номинанты на «Оскар-2025» 🔥 Ура, «Анора»! Стоит ли смотреть фильм-победитель Канн с Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном «Боб Дилан: Никому не известный» — необычный байопик про великого музыканта с Тимоти Шаламе в главной роли «Дюна: Часть вторая» — идеальный блокбастер, который ещё и радует глубоким смыслом «Субстанция» с Деми Мур: социальный и сексуальный боди-хоррор, который может шокировать
Источник