Новости авиатуризма

20 января 1953 года — первый полёт стратегического бомбардировщика М-4

Аэроплан М-4 стал первым в мире реактивным тяжелым стратегическим бомбардировщиком, поступившим в строевые части. Кроме того, он стал первой серийной машиной ОКБ Мясищева.

Первоначальный опытный самолет «М» был заложен в мае 1952 г. и при работе в три смены закончен уже осенью. В Филях полоса заводского аэродрома была небольшой, поэтому аэроплан разобрали на агрегаты, перевезли на аэродром ЛИИ в Жуковском, где снова собрали. На машине не был установлен тормозной парашют, большая часть вооружения, отсутствует механизм «вздыбливания».

После цикла наземных испытаний аэроплан подготовили к первому полету, который состоялся 20 января 1953 г. Машиной управлял экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н.Грацианский, штурман А. В. Помазунов, радист В. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры И. Н.Квитко и А. В. Никонов). Конкурировавшая с аэропланом «М» туполевская машина «95-1» к тому времени уже проходил летные испытания, поднявшись в воздух 12 ноября 1952 г.

Главным оружием М-4 была термоядерная бомба — «изделие 37д» мощностью 3 мгт тротилового эквивалента, какая могла уничтожить целый город или промышленный район. В арсенал самолета также входили менее мощные боеприпасы: РДС-1, РДС-1, РДС-1, РДС-3, РДС-4, РДС-5 и РДС-5и мощностью 20-60 кт. Кроме того, аэроплан был вооружен девятью 23-мм пушками НР-23 или шесть 23-мм пушками АМ-23 в трех башенных установках с дистанционным управлением. Боекомплект верхней и нижней установок включал по 1100 снарядов, кормовой — 2000 снарядов. Военная нагрузка — 9000 кг нормальная, 24000 кг максимальная. Ядерные и обычные бомбы устанавливались во внутреннем отсеке, четыре ракеты большой дальности на внешней подвеске.

Тактика применения М-4 предусматривала полет по маршруту строем эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Отражать атаки истребителей бомбардировщики должны бывальщины в тесном взаимодействии. Считалось, что система пушечного вооружения позволит эффективно бороться с перехватчиками, оснащенными 12,7-мм пулеметами и НАР с дальностью пуска до 1000 м.

Маршрут «туда» необходимо было прокладывать в обход аэродромов ПВО. Непосредственно в зоне целей строй распустили, и каждый самолет атаковал свой объект. Возвращение на базу проходил по кратчайшему линии, поскольку предполагалось, что после применения атомного оружия управления ПВО нарушится, и это позволит бомбардировщикам пройти через опасные районы с минимальными утратами.

Если цель лежала за пределами радиуса действия самолета (5600 км), рассматривался вариант, при котором бомбардировщик не возвращался на базу, а выводился в заданный зона океана, где экипаж покидал машину и ждал на надувных лодках, когда его подберет подводная лодка. Считалось, что даже одна сброшенная атомная бомба оправдывает подобный «затратный метод.

Всего в 1954-56 годах было выпущено 32 серийных бомбардировщика и два опытных машины.

Кнопка «Наверх»