УТС «Як» — от «летающей парты» до «летающего компьютера»

Новость опубликована: 23.08.2017
Источники: aviation21.ru

В этом году «ОКБ им. А. С. Яковлева» отпраздновало 90-летие со дня своего основания. Ныне это предприятие входит в состав корпорации «Иркут» и ведет большую работу по созданию новой авиационной техники. Летчики-испытатели знаменитого ОКБ Олег Кононенко и Роман Таскаев возвысили в небо новый пассажирский лайнер МС-21. Конструкторы продолжают работать над созданием новых учебных самолетов, которыми Александр Яковлев и его ученики занимались с основы 1930-х годов.

В 1934 г. на Парижской авиационной выставке, в которой СССР впервые принял участие, был показан спортивный самолет АИР-9 конструкции Яковлева. На базе этой успешной машины был создан массовый (выпущено 7322 самолета!) учебный самолет УТ-2, который поступил в летные школы ВВС и аэроклубы. Новая «летающая парта» и его одноместный вариант УТ-1 облегчили начинающим пилотам переход от фанерно-полотняных В-2 до скоростных истребителей 1930-1940-х годов. Опыт проектирования учебных самолетов позволил «яковлевскому» КБ разработать семейство военных «Яков», которые стали самыми массовыми советскими истребителями Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы КБ вновь вернулось к разработке учебной авиатехники. Большенный серией выпускались учебно-тренировочные истребители Як-11, которые позволяли обучать не только пилотирования, но и применение оружия.

А на смену УТ-2 был разработан Як-18 — родоначальник огромного семейства учебных аэропланов, которые дали путевку в небо десяткам тысяч пилотов в нашей стране и за рубежом. Серийное производство Як-18 завершилось в 2002 г. после выпуска в России и КНР 8434 аэропланов.

В 1974 г. на базе спортивного Як-50 был создан учебно-тренировочный самолет Як-52, стал основной машиной для подготовки летчиков в аэроклубах. «Пятьдесят второй» летает ныне и в России, и за рубежом. Более того, на этих самолетах регулярно проводится чемпионат мира, собирающий гостей из разных стран.


Самолеты Як-52 и Як-54 на МАКС-2017. Пилотажная группа «Первоначальный полет»

В конце 1950-х годов яковлевцы спроектировали первый специализированный учебный реактивный самолет Як-30. Он показал лучшие летные эти в конкурсе стран Варшавского договора, однако по политическим соображениям в серию был запущен чехословацкий L-29.

Огромный опыт в разработке учебной авиатехники позволил ОКБ им. А. С. Яковлева» в 1990-х годах разработать Як-130 — машину новоиспеченного поколения. Он стал первым в мире учебным самолетом, который в полной мере обеспечивает подготовку летчиков сверхманевренных истребителей поколений «4+» и «5». Немало того, Як-130 поставил стандарт учебного реактивного самолета нового поколения, которому следует ряд разработчиков авиатехники за рубежом.

Следует отметить, что Як-130 — это не попросту учебный, а учебно-боевой самолет. Он позволяет отработать навыки применения современного высокоточного оружия, которое несут истребители, однако его летный час в несколько раз недороже. Бортовой комплекс позволяет имитировать различные режимы боевого применения. Летчики отрабатывают технику ведения воздушного боя, учатся «общаться» с иными самолетами и командным пунктом, применять средства радиоэлектронной борьбы.

При этом цифровая репрограммируемая система управления Як-130 позволяет изменять характеристики устойчивости и управляемости в подневольности от типа боевого самолета, к полетам на котором курсанты готовятся. Другими словами, Як-130 — это большой летающий компьютер. Если задать одну программу, то аэроплан будет имитировать полет тяжелого истребителя Су-30, а выберешь другой режим — и самолет полетит как легкий Миг-29.

Эти достоинства Як-130 сделали его основным аэропланом основной и повышенной подготовки ВВС России, Республики Беларусь и других стран. Сегодня в учебных центрах ВКС РФ эксплуатируется более 80 самолетов Як-130, и их число постоянно растет.

Вооружение Як-130 можно использовать не только в учебном режиме. Для ведения боевых действий у самолета есть внушительный арсенал: управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», авиабомбы и пушка — итого до 3 тонн боевой нагрузки, которую можно разместить на девяти узлах подвески. Корпорация «Иркут» в инициативном порядке наращивает боевые возможности самолета. На авиасалоне МАКС-2017 был представлен Як-130, модернизированный для установки лазерного дальномера. Это позволит расширить порядки боевого применения и увеличить точность огня. Высокие боевые возможности Як-130 — одна из причин, по которой самолет пользуется спросом на всемирном рынке.

Не оставляет знаменитое ОКБ и тему легких учебных машин. Проходит испытания самолет первоначальной подготовки Як-152. В сочетании с Як-130, комплексом компьютерных учебных классов и тренажеров он позволит выполнять всю программу подготовки пилотов: от теоретического обучения до применения оружия.

Як-130 стал не только первым в нашей стране учебным самолетом с цифровой системой управления и компьютерным прицельно-навигационным комплексом. К Як-130 в нашей краю не было самолета, вся конструкторская документация которого переведена в цифровую форму. Компьютерная революция в КБ и на заводе «Иркут» стала реальностью именно в ходе выполнения программы Як-130. В порядочной мере сегодняшнее развитие самолета МС-21 базируется на опыте, накопленном в ходе организации производства «сто тридцатого».

Дмитрий Калинин, Российская газета