Всепогодный противолодочный вертолёт Ка-25

Новость опубликована: 26.04.2018

25 апреля 1965 года на Улан-Удэнском авиационном заводе серийный противолодочный вертолет Ка-25ПЛ впервые возвысился в небо. Отличительной особенностью первого в стране боевого вертолета стало наличие сложных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, позволявших трудиться круглосуточно и в сложных погодных условиях.

До создания корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, конструкторы ОКБ Н.И. Камова приступили в 1956 году. 26 апреля 1961 года многоопытный образец Ка-25 впервые поднялся в воздух (в документах он значился как изделие «Д»).

Поскольку альтернативы вертолету «Д» в начале 60-х годов не существовало, решение о его серийном производстве было зачислено еще на ранних этапах испытаний. Коллектив Улан-Удэнского авиационного завода, входящего сегодня в состав концерна «Вертолеты России», приступил к освоению многоопытного вертолета Ка-25. Лишь через четыре года серийная машина совершил свой первый 30-минутный полет.

Серийный выпуск вертолета Ка-25 на У-Уазе сделался логическим продолжением вертолетного производства – ранее предприятие выпускало Ка-15, Ка-18, предназначенные для авиации ВМФ. Сложная механика колонки несущих винтов, клеевые соединения в лопастях, антикоррозийная защита всех узлов, применение стеклопластиков, большенное количество радиоэлектроники требовали качественно нового технологического уровня и серьезного подготовительного периода. Были созданы новые лаборатории, радиотехнический комплекс, серийно-конструкторский отдел. Тогда же было освоено производство цельнометаллических лопастей тащащего винта по оригинальной технологии, которая остается в производстве до сих пор.

Ка-25 выпускали до середины 70-х годов. В процессе эксплуатации машина неоднократно модернизировалась. С 1965 по 1974 год завод изготовил и передал в воинские доли авиации Военно-морского флота 250 вертолетов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц, Ка-25ПС, Ка-25БТ. Большое количество модификаций способствовало повышению эффективности ударных и оборонительных функций боевых группировок кораблей на морских и океанских ширях. Всего для Военно-морского флота было построено 16 различных модификаций Ка-25. Машины экспортировались в Болгарию, Вьетнам, Индию, Югославию.


Москва. Вертолет «Ка-25». Фото Сергея Преображенского /Фотохроника ТАСС/

В зимнюю навигацию 1978-1979 годов впервые в истории освоения Арктики вертолет Ка-25, оборудован обзорным радаром и авиагоризонтом, принимал участие в проведении судов по Северному морскому пути в условиях полярной ночи. Группа из 12 человек обеспечивала круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, совершая на Ка-25ПЛ рекогносцировку морских льдов. Вертолет базировался на атомном ледоколе «Сибирь».

После появления в 1981 году более совершенные Ка-27ПЛ вертолеты Ка-25ПЛ начали исподволь списывать. До середины 90-х годов на флоте служили только Ка-25Ц. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируется в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, а также в музеях в подмосковном Монино и в столице Вьетнама — Ханое.