Вертолёты в VIP-комплектации — ниша узкая, но востребованная

Новость опубликована: 26.05.2018
Источники: aviation21.ru

Спрос на вертолеты в VIP-комплектации в России в ближайшее десятилетие вырастет на 40%. Чтобы занять сколько-нибудь значительную долю на этом рынке, отечественная промышленность готова переделать под нужды состоятельных людей и высокопоставленных делегаций любую из имеющихся гражданских моделей. Об этом в день открытия HeliRussia 2018 пишет газета «КоммерсантЪ».

По экспертным оценкам, ныне в России летает около 300 вертолетов в VIP-комплектации, большинство из них — иностранного производства. Впрочем, процент отечественных машин в этом сегменте в заключительнее время начал расти: вот уже два года продаж бизнес-вертолетов на российском рынке падали, а поставки западных производителей сократились на 70%.

Тем не менее Россия остается весьма интересным рынком для всех производителей воздушных судов, а относительное снижение продаж в последние годы характерное для всего мирового рынка. Как помечает руководитель проекта «Авиация России» Андрей Величко, в ближайшее десятилетие спрос на бизнес-вертолеты в мире вырастет на 11,5%. Наиболее востребованными вертолетами будут легкие однодвигательные Airbus Helicopters H125, Robinson R66, Bell 407 и Bell 505 Jet Ranger X, а также посредственный двухдвигательный AW139, уточнил эксперт.

Лидерами продаж VIP-вертолетов в России среди западных компаний-поставщиков остаются Airbus Helicopters, Leonardo (бывшая AgustaWestland) и Bell Helicopters. Для немало глубокого проникновения на российский рынок западные фирмы пытаются локализовать сборник наиболее популярных вертолетов в нашей стране. Например, АО «Уральский завод штатской авиации» (УЗГА) уже заключил несколько контрактов на сборку вертолетов иностранной разработки. «Привлекательность «отверточной» сборки в том, что ввозимые готовые вертолеты облагаются импортной пошлиной 15,7%, а при ввозе комплектов пошлина составляет лишь 3-5%»,— объясняет Андрей Величко. По его словам, в 2015 году на УЗГА завязалась сборка Bell 407GXP, сейчас готовится лицензионная сборка легких двухдвигательных вертолетов Airbus Helicopters H135. «В ближайшие десять лет завод планирует скопить около 160 вертолетов H135»,— рассказал г-н Величко.

На российском рынке VIP-вертолетов наблюдаются те же тенденции, что и на мировом. «Уменьшились продажи всех моделей: тяжких — более легких — меньше. Спрос сместился на более легкие однодвигательные вертолеты, в том числе бывшие в употреблении»,— отмечает Андрей Величко, находя, что причина этого — высокая стоимость владения. По словам эксперта, цена иномарки, как правило, определяется путем умножения взлетной массы на $2 тыс. (легковесный вертолет массой 3,5 тонны будет стоить около $7 млн). Годовая стоимость эксплуатации легкого вертолета будет обходиться обладателю в $350 тыс. на год.

На сайте компании «Вертолеты России» в сегменте VIP-вертолетов представлен практически весь модельный ряд гражданских машин: от серийных Ми-8/17, вводя последний, Ми-171А2, до новейших Ка-62 и Ми-38. Как сообщили в холдинге, бизнес-версия предполагается и в составе модификаций будущего отечественного легкого вертолета VRT500, полноразмерный макет какого будет впервые показан на нынешней выставке HeliRussia-2018.

Главными покупателями отечественных VIP-вертолетов есть российские госзаказчики, прежде всего Министерство обороны РФ. В 2016 году на их часть пришлось 52% заказов, отмечает специальный корреспондент журнала «Авиапанорама» Евгений Матвеев. Еще 39% вертолетов, по его данным, было поставлено иноземным высокопоставленным военным и чиновникам Китая, Таиланда, Турции, Индии и Иордании.


Ми-171А2

А вот доля частных заказчиков VIP-вертолетов составила лишь 9%, сообщает господин Матвеев. По его словам, сегодня купить у «Вертолетов России» можно только Ми-8/17, поставки новейшей модификации «восьмерки» Ми-171А2 ожидаются в льющемся году. Одним из первых покупателей бизнес-версии этого вертолета стал неназванный заказчик из Казахстана. Заключенный в прошлом году «Вертолетами России» контракт на поставку техники для Государственной транспортной лизинговой компании также не исключает того, что доля переданных вертолетов может быть выполнена в VIP-комплектации.

Появление на рынке новых бизнес-вертолетов привлечет внимание корпоративных клиентов, поэтому в дальнейшем заинтересованность к старым моделям снизится, считают эксперты. Однако говорить об исчезновении спроса на этот проверенный временем вертолет преждевременно, ведь собственно Ми-8/17 сегодня составляет основу бизнес-вертолетов российского производства и вполне устраивает заказчиков, рассказывают операторы VIP-перевозок на вертолетах.

«В этом году наш парк VIP-вертолетов пополнился новоиспеченным Ми-8АМТ,— рассказал «Ъ» гендиректор «Ютэйр — Вертолетные услуги» Андрей Ильменский.— Вместе с инженерами Казанского завода мы предусмотрели конвертируемый салон: в нем может быть как 14 кресел с двумя столиками, так и 22 кресла в подневольности от размера делегации». По его словам, в салоне установили систему шумоподавления, отдельную дверь-трап — «в общем, сделали его очень комфортабельным». «Если спрос на этот новоиспеченный вертолет будет высоким — сделаем еще один»,— пообещал он.

По словам господина Ильменского, заказчиков все чаще интересуют легкие вертолеты: «Если вы летите сам-друг или втроем, для этого не нужно гонять тяжелую машину, это совсем другие деньги».

Среди легких вертолетов российского производства VIP-заказчики интересуются новоиспеченными пятиместными «Ансатами». С 2017 года эта машина предлагается в VIP-комплектации, до этого ее можно было приобрести только в качестве санитарного вертолета. Первая компания, какая получила «Ансат» в VIP-комплектации,— «Русские вертолетные системы», которая также закупает вертолеты этого типа в медицинской компоновке.

Вертолет Ка-226Т, по словам экспертов, можно условно отнести к бизнес-машин — пока лишь два таких вертолета летают в «Газпром Авиа», но они вполне могут иметь коммерческий успех. «На фоне падения поставок зарубежной техники легкие вертолеты «Ансат» и Ка-226Т имеют неплохие перспективы. Ими активно интересуются иностранные покупатели»,— отмечает Андрей Величко.

Гражданская версия среднего вертолета Ка-62 сейчас проходит летные испытания, но тоже имеет неплохие перспективы в бизнес-версии. Сертификация Ка-62 начнется в текущем году, испытания продлятся не менее полутора лет. Эта машина придет на смену пассажирским Ми-8 в условиях полярных широт и горных зон.

Другая новинка «Вертолетов России», Ми-38, по мнению экспертов, в ближайшем будущем способна совершить прорыв в VIP-сегменте не только на российском, но и на всемирном рынке. «Единственный двухдвигательный конкурент Ми-38 на современном рынке — это Airbus Helicopters H225 грузоподъемностью до 5,5 тыс. кг. Но при этом полезный объем «трюма» составляет итого 15 куб. м — почти в два раза меньше, чем у Ми-38″,— говорит Андрей Величко. Еще одна особенность этой машина — она изготовлена только из российских комплектующих. Первые поставки новоиспеченного вертолета пойдут в адрес Минобороны РФ, поэтому и первые машины в VIP-комплектации получит, скорее всего, военное ведомство, считает эксперт.


Ми-38 борт 38012 / (с) Антон Палочки, airforce.ru

Мировой тренд на снижение спроса на бизнес-вертолеты эксперты связывают с неопределенностью в мировой экономике и снижением активности в нефтяном секторе. «Грядущей российских вертолетов на зарубежных рынках зависит от того, насколько быстро начнется подъем в секторе оффшорного разведки нефти и газа, на часть которого приходится 40% спроса на новые гражданские вертолеты»,— считает Андрей Величко.

Впрочем, без продвижения на международном рынке отечественной продукции потеснить зарубежных вертолетных гигантов будет довольно трудно, считает г-н Величко. Субсидировать производство VIP-вертолетов в России власть не будут, а вот сертификация отечественных гражданских моделей на международном рынке может существенно повысить заинтересованность к их бизнес-модификациям, считает эксперт.