В России появится специализированный инновационный самолёт сельхозавиации

Новость опубликована: 19.08.2017

В летной программе 13-го авиасалона МАКС-2017 принимал участие аэроплан на первый взгляд совершенно заурядный, на который, наверное, не многие обратили свое внимание, когда он был в небе Жуковского. Речь идет о самолете Т-500, назначенном для авиахимработ.

Самолет разработан Государственным научным центром «ОНПП «Технология» им. А. Г. Ромашина» в рамках проекта «Полевой авиационный комплекс сельского хозяйства» (ПАК СХ), какой включает в себя сам самолет Т-500, форсуночную систему опрыскивания и наземный заправочный комплекс. Проект ПАК СХ начался в 2016 году, когда фирма «МВЕН» из Казани и обнинская «Технология» подмахнули меморандум о сотрудничестве. В качестве прототипа самолета Т-500 была взята разработка «МВЕН», которая сейчас на сайте компании из Татарстана именуется «Фермер-2».

Самолет и форсуночная система распыления химикатов рассчитаны на технологию ультромалообъемного опрыскивания (УМО) с нормой внесения химикатов порядка 2-10 л/га. Именно применение этой технологии позволяет успешно конкурировать небольшого и недорогого Т-500 с традиционными аграрными самолетами. Производительность обработки сельхозугодий составляет 150 гектаров в час. Наземный заправочный комплекс предназначен для подготовки химической смеси и позволяет осуществлять заправку под давлением, что сокращает пора заправки самолета и повышает безопасность работ.

Кроме химической обработки сельскохозяйственных угодий Т-500 можно использовать для выполнения широкого сферы задач: обследование крупных промышленных объектов, рассеивание дождевых облаков, ликвидация разливов нефти, обработка лесов от разного рода вредителей, а также для мониторинга опоясывающей среды.

Особенностью самолета Т-500 является его конструктивное решение — планер выполнен из композиционных материалов, что в значительной степени снимает проблему коррозионной стойкости. Основным силовым элементом конструкции выступает 12-метровый цельнокомпозитный лонжерон, который совместно со стрингерами образует продольный набор крыла. В ходе статических испытаний Т-500, его лонжерон вынес нагрузку в 200%. Проводится лонжерон методом горячего формования — RTM, что требует сложного комплекса технологического оборудования, однако позволяет ОНПП «Технология» изготавливать детали сложной конфигурации.


МАКС-2017. Подготовка самолета Т-500 до демонстрационного полета

Кабина пилота защищена от вредных внешних факторов остеклением из высокопрочного материала с многофункциональным покрытием, а для повышения безопасности в экстремальных и аварийных ситуациях на самолете введена быстродействующая парашютная система спасения БПС, предназначенная для спасения летательных аппаратов с пилотом и грузом. Прочные главные стойки шасси пирамидального образа и хвостовая рессора обеспечивают возможность эксплуатации самолета на грунтовых ВПП.

Т-500 оснащен карбюраторным 6-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Lycoming 0-540-В4В5-235 объемом 8,87 л с ресурсом 3 тыс. летных часов. Крейсерская скорость самолета составляет 160 км/ч, максимальная дальность полета — до 1000 км. Порожний самолет весит 756 кг. Размах крыла составляет 12,4 м, длина — 7,7 м, высота — 2,3 м. Его максимальный взлетный вес — 1475 кг, объем бака для химической смешения — 500 к.

Самолет Т-500 уже успешно прошел летные испытания, сертификация типа ожидается к 2018 г. На МАКС-2017 авиарегистр России и компания «МВЕН» заключили договоренность о начале совместной работы по сертификации ЛА. В соответствии с договором, весь объем работ должен быть выполнен уже до конца 2017 года. После завершения всех необходимых процедур, Т-500 сделается первым в современной России сертифицированным специализированным самолетом аграрного назначения.

В перспективе ОНПП «Технология» совместно с фирмой «МВЕН» планируют спускать до 60 воздушных судов в год. Стоимость самолета оценивается в 12 млн руб, а вместе с наземным заправочным комплексом — 13 млн руб. В «Технологии» отмечают, что первыми до новоиспеченного ЛА проявили интерес Татарстан и Калужская область. В настоящее время ведутся переговоры с потребителями из Португалии и Анголы.