В Новосибирске создан полностью алюминиевый авиадвигатель

Новость опубликована: 24.01.2018

Первоначальный в мире полностью алюминиевый авиадвигатель созданный конструкторами Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Изготовлены из алюминия даже те части, какие подвергаются высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик. Об этом сообщается в пресс-релизе, распространенном пресс-службой НГТУ.

В снаряженном состоянии алюминиевый двигатель будет тянуть не меньше 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250 кг. При этом мощность нового двигателя выросла на 10% – до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился образцово на 15 %.

Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Ученым НГТУ удалось заменить их на алюминиевые с поддержкой особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии со РАН. Суть технологии в том, что на алюминиевые детали влияют плазменными разрядами, в итоге чего на поверхности детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как корунд. Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, собственно поэтому алюминиевые детали из корундовой поверхностью могут заменить стальные в двигателе.

Новый двигатель будет устанавливаться на двухместные самолеты Як-52, престарелые двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся на грани выработки. Сейчас в России эксплуатируется несколько сотен аэропланов Як-52, они используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.

Наземные испытания двигателя успешно прошли на аэродроме Мочище под Новосибирском 19 января 2018 г. Сейчас создатели будут проводить испытания заявленного ресурса двигателя, который составляет 2 000 часов. После этого двигатель будет введён на самолет Як-52, и начнутся его летные испытания.

Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов.

Двигатель разрабатывает создана выпускниками НГТУ компания «ЗК-Мотор». Разработчик двигателя – профессор кафедры самолето — и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков, коллектив разработчиков составляют аспиранты и магистранты НГТУ. НГТУ убранству с Институтом теоретической и прикладной механики РАН и Институтом неорганической химии РАН предоставляет научно-технологическую поддержку разработки. Финансируется разработка двигателя в основном за счет оружий Фонда «Возрождение отечественной авиации».