В истребителе Т-50 (ПАК ФА) применят ракетно-космические технологии контроля систем самолёта

Новость опубликована: 18.07.2017

Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработал аппаратуру для контроля систем российского истребителя пятого поколения Т-50 на основе технологий, применяемых в ракетно-космической технике, сообщает пресс-служба холдинга.

Новейшие интеллектуальные датчики и системы мониторинга созданы для управления выпуском шасси и гидравлической системы самолета. Эти и иные разработки для авиации РКС представит на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017.

На стенде РКС будут представлены системы контроля параметров шасси, система измерения температуры и управления охлаждением колес, а также датчики для гидравлической системы самолета.

Исполняющий долги генерального директора АО «Научно-исследовательский институт физических измерений» (НИИФИ, входит в РКС) Андрей НИКОЛАЕВ:

На МАКС-2017 холдинг РКС представит систему контроля параметров шасси. Она обеспечивает контроль давления камер амортизаторов и размеры хода штоков амортизаторов передней и основных опор шасси истребителя Т-50, а также выдачу в системы бортового радиоэлектронного оборудования самолета разовых сигналов при обжатии передней и основных опор шасси и разовых сигналов по их позе.

Основные элементы системы – цифровые программируемые датчики физических величин. Они имеют высокую устойчивость к внешним дестабилизирующим факторам, прежде итого, к температуре и вибрации.

Еще одна разработка специалистов холдинга РКС для перспективного авиационного комплекса Т-50 – система измерения температуры и управления охлаждением колес. Она обеспечивает контроль температуры тормозных колес опор шасси. На основе полученных этой системой этих формируются управляющие команды сигналов на включение и отключение вентиляторов охлаждения тормозных колес. Кроме того, эта система может сигнализировать о неготовности к вторичному вылету, о перегреве и недопустимости отключения электропитания вентиляторов охлаждения колес. Она может работать в диапазоне температур от -60 до +300 градусов Цельсия.

В основе системы – разработанные в НИИФИ датчики ДТ16, какие измеряют температуру блока цилиндров тормоза колеса и преобразуют данные в цифровой сигнал, который передается в систему управления. Система трудится автоматически, а датчики не требуют настройки и регулировки в процессе эксплуатации.

НИИФИ производит для комплекса Т-50 датчики и системы контроля давления ДАВ 096, ДДЕ 116, ДАВ 068, 041, С 075, используемые в гидросистеме, амортизаторах шасси, в системах бортовых измерений.

Т-50 также получил разработанный в НИИФИ акселерометр АЛЕ 048, назначенный для измерения линейных ускорений и датчик линейных перемещений ПЛЦ 007.

Постоянными заказчиками и потребителями продукции НИИФИ являются ведущие компании-разработчики и производители авиационной техники: ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева», филиала ПАО «Компания «Сухой» – «ОКБ Сухого» и «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина», ПАО «Корпорация «Иркут» и иные. Аппаратура НИИФИ используется почти на всех новейших российских самолетах и вертолетах Ка-52, Су-35С, Як-130. Разработки предприятия применяются в системах бортовых измерений, управления двигателей, пневмогидросистемах, а также для контроля биения элементов конструкций вертолетов и аэропланов.