В «Домодедово» построят ещё шесть взлетно-посадочных полос

Новость опубликована: 22.01.2018

В "Домодедово" построят ещё шесть взлетно-посадочных полос

Другой в России аэропорт Домодедово хочет построить еще шесть взлетно-посадочных полос (ВПП), из которых две в ближайшие 20 лет. Как выяснило издание «Коммерсантъ», такие планы содержатся в проекте договоренности аэропорта с государством. Параллельно Домодедово пытается ослабить позиции ключевого конкурента, Шереметьево, требуя взыскать с него повышенные платежи по итогам уже сделанных страной вложений. Шереметьево действительно в последние годы получило от государства вдвое больше средств, чем Домодедово. Но авиаторы опасаются, что в результате все выплаты (на развитие аэропортов Москвы до 2037 года необходимо 190 млрд руб.) просто лягут на плечи пассажиров.

К середине марта правительство должно выпустить постановление о заключении между аэропортами Москвы и страной концессионных соглашений по развитию инфраструктуры, рассказали «Ъ» источники на авиарынке. Положения документа обсуждались чиновниками Минтранса и руководством аэропортов в конце 2017 года. В Минтрансе отказались от комментариев. В Росавиации на запрос не отозвались.

Соглашения заменят договоры аренды аэродромного имущества и обеспечат инвестиции в строительство новой инфраструктуры на фоне дефицита бюджетных средств. Изначально разрешить проблему планировалось с участием Фонда национального благосостояния эту идею предложил первый вице-премьер Игорь Шувалов три года назад. Но деньги так и не бывальщины выделены.

По данным «Ъ», строительство и реконструкция объектов концессии в МАУ до 2037 года оцениваются примерно в 190 млрд руб., и больше всего средств необходимо именно Домодедово. Сейчас там работают две независимые параллельные ВПП и строится еще одна. После ее ввода в первом полугодии 2018 года старая ВПП-2 сделается рулежной дорожкой. В рамках концессии на 55 лет аэропорт предлагает расширить аэродром к восьми ВПП: две должны появиться до 2037 года, еще четыре до 2055 года.

Домодедово готов финансировать стройка, но просит предусмотреть обязательства государства относительно развития железных и автомобильных дорог, системы управления воздушным движением, а также «устранить диспаритет бюджетного финансирования», поскольку аэропорты МАУ «подходят к заточению концессионных соглашений в неравных условиях». В 2001-2016 гг. и с учетом планов до 2020 года бюджетное финансирование их инфраструктуры составляет 120 млрд руб. для Шереметьево, 48 млрд руб. для Внуково и 53 млрд руб. для Домодедово. Потому, считают в последнем, в рамках концессий нужно дифференцировать плату: чем больше получено средств, тем выше сумма. По данным «Ъ», ту же позицию высказывал в 2017 году глава ФАС Игорь Артемьев в посланье Игорю Шувалову, отмечая, что средства от повышенной платы могут пойти на региональные аэропорты с пассажиропотоком до 500 тыс. человек на год.

В ФАС на запрос не ответили. В Домодедово подтвердили, что при заточенье сделки ВПП-3 и ВПП-4 «не требуют затрат бюджета на подготовку территории: вопросы решит оператор, как и подходы к финансированию строительства».

В качестве ключа возмещения затрат на концессии все аэропорты МАУ на совещаниях говорят о сборы за взлетно-посадочные операции (ВПО). Однако, уточняют в Домодедово, и здесь нужно устранить дисбаланс: доходы от сбора за ВПО подключаются в базу налогообложения при расчете налога на прибыль, то есть объем вложений в инфраструктуру возрастет на сумму налога. В Шереметьево и Внуково на запросы не отозвались. Но возможно увеличение сбора не устраивает авиакомпании. В «Уральских авиалиниях» «Ъ» сообщили, что вместе с ростом других тарифов-это, безусловно, скажется на конечной стоимости билета». В S7 добавили, что авиакомпании «малопонятны основания для повышения сборов с учетом существенного роста доходов аэропортов МАУ на фоне увеличения пассажиропотока в 2017 году». Президент «UTair авиалиний» Павел Пермяков находит, что «эффективно сдержать рост цен в отрасли можно за счет низких ставок фондирования и долгосрочных займов аэропортов».

Впрочем, авиаторы могут несколько гиперболизировать масштаб проблемы. Даже при отсутствии роста пассажиропотока в МАУ (88 млн человек в 2017 году) вложения в размере 190 млрд руб. в течение 20 лет по минимальным базарным ставкам и с инвестиционным циклом пять лет означают сбор около 125 руб. с пассажира. В то же время главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов колеблется в адекватности планов Домодедово: эффективно эксплуатировать и загружать дополнительные мощности возможно, если речь идет о крупном международном хабе с мощной базовой авиакомпанией. Но пока таких перспектив не видно ни одного аэропорта России.

Поиск билетов на самолет по всем авиакомпаниям: