В ЦИАМ обсудили перспективы авиации на криогенном топливе

Новость опубликована: 23.04.2018
Источники: aviation21.ru

16 апреля 2018 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») состоялся круглый стол «Криогенное топливо для летательных аппаратов грядущего. К 30-летию первого полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде». Об этом говорится в сообщении пресс-службы НИЦ «Институт имени Жуковского».

Круглый стол прошел в рамках деловой программы Интернационального форума двигателестроения. В мероприятии приняли участие ведущие предприятия авиационной науки, промышленности и энергетики: НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Ассоциация «Альянс авиационного двигателестроения» (АССАД), АО «ОДК», ФГУП «ЦАГИ», ОАО «Кузнецов», ПАО «Туполев», ПАО «ОАК», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ОАО «ИНТЕРАВИАГАЗ», ОАО «Криогенмаш», МГТУ им. Н.Е. Баумана и др.

Открыл мероприятие президент АССАД Виктор Чуйко. Он отметил, что состоялся 30 лет назад экспериментальный полет отколол лидерстве СССР в разработке опережающего технологического задела по освоению криогенной авиационной техники. Накопленный опыт востребован и в современных условиях.

С приветственным словом к участникам адресовался советник заместителя председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации инженер-испытатель Валерий Архипов. Он входил в состав легендарного экипажа из 5 человек, какой 15 апреля 1988 года поднял в воздух и впоследствии успешно провел полный цикл испытаний «водородного» Ту-155. Эпохальному полету предшествовало 12-летнее сотрудничество немало НИИ, испытательных центров и производственных предприятий под руководством ОКБ, возглавляемых А. А. Туполевым и Н.Д. Кузнецовым.

Валерий Архипов поделился личными воспоминаниями о людях, благодаря каким проект состоялся.

«Команда была уникальной, – сказал он. – Каждый четко отрабатывал свою часть, ответственно подходил и побеждал. Уже в первом полете пришагало ощущение, что все у нас получится». Он подчеркнул важность применения наработок для расширения использования водородных технологий для наземных нужд энергетики и промышленности.

Генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин в своем выступлении отметил, что Институт готов продолжить изыскания возможностей применения криогенных топлив и создания авиационных силовых установок на альтернативных топливах, а также выступить координатором по реализации комплекса мероприятий по этой тематике.

Заместитель генерального директора по проектированию, НИР и ОКР ПАО «Туполев» Валерий Солозобов рассказал о создании экспериментального Ту-155 и разработанного для его обслуживания инфраструктурном криогенном комплексе. Докладчик отметил, что «Туполев» является обладателем многообразных сложных технологий в области использования в авиации СПГ и жидкого водорода.

Представитель ОАО «Кузнецов» Александр Иванов обратился к теме двигателей на криогенном топливе: НК-88 для труды на жидком водороде, его модернизированного варианта НК-89 для работы на СПГ и дальнейших разработок, в частности, энергетической установки для магистрального грузового газотурбовоза ГТ1һ-001. В 2009 году этот газотурбовоз был внесен в Книжку рекордов Гиннеса как самый мощный в мире. Александр Иванов отметил уникальность криогенной инфраструктуры ОАО «Кузнецов», что позволяет производить жидкий кислород, азот и МЕТАН. «Накопленный научно-технический задел позволяет приступить к разработке ГТД для объектов авиационного и наземного направления», – подытожил он.

Начальник отделения ФГУП «ЦАГИ Андрей Шустов представил концепции развития криогенной авиационной техники и озвучил путевую карту по переходу на альтернативные топлива. Он подчеркнул, что перехода должны предшествовать расчетно-аналитические и опытно-конструкторские работы по созданию теплозащитных систем, конструктивно-компоновочных решений хранения топлива и накопления эксперимента эксплуатации криогенных систем. Инфраструктура для магистральных трубопроводов жидководородных систем и все элементы комплектующего оборудования в настоящее время унифицированы и могут быть использованы при создании аэродромного оборудования криогенной авиации. Все отправные материалы для этого есть в наличии, однако переход требует значительных капиталовложений и больших мощностей электроэнергии.

Заместитель генерального директора по науке ЦИАМ Александр Ланшин рассказал о проблемах и перспективах создания криогенных двигателей на топливах. Сообщая об опыте ЦИАМ, он отметил, что практический интерес к этой тематике Институт проявил еще в 1950-е гг Позже именно специалисты ЦИАМ разработали отраслевой стандарт на водород в качестве авиационного топлива. Итогом программы «Мороз», разработку и испытания двигателей в которой осуществлял ЦИАМ, стало подтверждение возможности стабильного рабочего процесса в демонстраторе высокоскоростного (до М=6,5) жидководородного ГПВРД. В 2010-2015 гг. в Институте впервые в отечественной практике бывальщины созданы четыре демонстратора бортовой энергетической установки с приводом воздушных винтов от электрических двигателей, работающих на водородных твердополимерных топливных элементах. В сегодняшнее время ЦИАМ совместно с ЦАГИ принимает участие в международном проекте «HEXAFLY-INT», целью которого является создание НТЗ для разработки пассажирского самолета на водородном топливе, способного летать на скоростях до М=8. В завершение доклада Александр Ланшин озвучил ключевые курсы создания НТЗ в области авиационных силовых установок на криогенных топливах.

Представитель ПАО «Криогенмаш» Анатолий Домошенко рассказал об опыте создания инфраструктуры криогенной авиации. Он также проанализировал проблемы и решения, связанные с производством, хранением и транспортировкой водорода. Докладчик предложил сделать переход на альтернативные топлива этапным.

В завершение мероприятия директор проектного комплекса «Штатские самолеты» НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Сергей Гальперин сообщил, что по итогам круглого стола будет составлен пакет предложений в Правительство Российской Федерации о внедрение криогенных технологий в авиационной и иной транспортной техники.