В ЦАГИ прошли исследования лёгкого конвертируемого самолёта на обледенение

Новость опубликована: 25.07.2018
Источники: aviation21.ru

Обледенение — одно из наиболее опасных воздействий опоясывающей среды на самолет, когда уменьшается подъемная сила крыла и критический угол атаки, увеличиваются масса и лобовое сопротивление. Ледяные наросты помешивают работе органов управления, ухудшающих видимость, негативно влияют на работу двигателей.

Нарастание льда на несущих поверхностях летательного аппарата выходит в основном при взлете и полете на небольших высотах, когда в воздухе содержится большое количество переохлажденных капель, например, если диспетчер не дает позволение на посадку экипажу приходится кружить в зоне ожидания.

Эффективную защиту от обледенения самолета является важной задачей по повышению безопасности полетов. Оптимальный степень противообледенительной защиты несущих поверхностей воздушного судна необходимо выбирать на начальной стадии проектирования. В дальнейшем, на более поздних этапах, это поможет избежать существенных изменений компоновки, увеличение массы и утрат энергии силовой установки.

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского проведен цикл исследований по защите легкого конвертируемого самолета от обледенения. Эксперименты проводились в аэродинамической трубе небольших скоростей Т-102.

Программа включала испытания модели с имитаторами льда на крыле и оперении, который может образоваться на режиме «Ожидания». Форма имитаторов была уточнена с учетом модификации компоновка новоиспеченного самолета. Выявлено, что исследуемые формы льда не влияют на эффективность вертикального оперения и руля направления. В связи с этим самолет не нуждается в противообледенительной системе киля.

На вытекающем этапе работ ученые ЦАГИ планируют продолжить расчетно-экспериментальные исследования влияния обледенения для формирования требований по проектированию максимально эффективной противообледенительной системы покрывала и горизонтального оперения.

Леегкий конвертируемый самолет планируется использовать как для пассажирских, так и грузовых перевозок без изменения типовой конструкции. Летательный аппарат сможет транспортировать до 50 пассажиров на расстояние 1500 км или 6 тонн груза на расстояние 1000 км, Его крейсерская скорость составит 480 км/ч.

Т-102 — аэродинамическая труба непрерывного поступки, замкнутого типа с двумя обратными каналами и открытой рабочей частью предназначена для исследования аэродинамических характеристик моделей самолетов на режимах взлета, посадки и небольших скоростей полета. Поток в трубе создается двумя вентиляторами, каждый из которых приводится в движение электродвигателем постоянного тока мощностью 250 кВт.

Основные измерения в трубе выполняются на электромеханических весах. Контроль, регистрация, сбор и обработка итогов испытаний осуществляются на современном измерительно-вычислительном и управляющем комплексе в процессе эксперимента. В трубе на штатной ленточной подвеске испытываются модели с площадью покрывала до 0,8 кв. м., размахом и длиной до 2,5 м.