Юрий Слюсарь: нам необходимо обеспечить конкурентоспособность CR929

Новость опубликована: 19.08.2018

В интервью газете «Ведомости» президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал, как идет труд над проектом совместного российско-китайского ШФДМС CR929, когда будут подписаны первые контракты на самолет и за счет чего планируется обеспечить конкурентоспособность лайнера.

– Юрий Борисович, сколько уже вложено в совместный с китайской СОМАС проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929? Когда будут необходимы масштабные инвестиции и какой источник средств? Ведь общая стоимость проекта оценивается в $20 млрд.

– $20 млрд – это верхний предел, какой называли наши китайские коллеги. Мы оцениваем сумму инвестиций несколько скромнее. Но все равно создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета – это наиболее капиталоемкая история в авиастроении. Штатские проекты вообще капиталоемкие, и чем больше самолет, тем больше инвестиций он требует.

Необходимость серьезных вложений возникнет, когда мы перейдем на этап пролетария проектирования, предположительно в конце 2019 г. Стоимость проекта измеряется миллиардами долларов, и пока что на этапе эскизного проектирования мы потратили совсем ничтожное на этом фоне сумму.

Сейчас над проектом работают несколько сотен конструкторов и менеджеров, но в основном в режиме part-time. Дальше их количество будет вырастать. Знаковым в этом отношении будет создание российско-китайского инженерного центра, который мы планируем разместить в офисе в Жуковском. Ядром центра сделаются 200 российских и китайских инженеров, которые будут задействованы только в проекте CR929, хотя в проектировании будут участвовать по принципу распределенного КБ все конструкторские бюро, входящие в ОАК.

Нам симпатично, что этому проекту такое внимание уделяют возможные партнеры. Завершился этап запроса информации от потенциальных поставщиков, идет этап запроса технико-коммерческих предложений. И все более-менее крупные и конкурентоспособные разработчики заинтересовались – в любом классе, по каждой системе мы имеем по несколько интересантов.

– От кого поступили предложения относительно двигателей для CR929?

– В мае СП ОАК и COMAC – компания CRAIC получила ответ на запрос информации у потенциальных поставщиков двигателей. В их числе крупнейшие производители, трудящиеся в этом классе, – Rolls-Royce, GE, Объединенная двигателестроительная корпорация совместно с AECC, от ряда других потенциальных поставщиков. Сейчас материалы разбирает совместная команда специалистов.


Читайте также: Die Welt: Россия и Китай потеснят Мероприятие на рынке гражданской авиации

– Китайские авиакомпании будут хватать этот самолет, ведь китайский партнер нужен для доступа на китайский рынок?

– Самолет создается в тесном взаимодействии с авиакомпаниями. Мы встречались с крупнейшими китайскими перевозчиками Air China, China Eastern, China Southern – с годичным объемом перевозок более 100 млн пассажиров каждая. Авиакомпании выразили свою заинтересованность в CR929, которую они готовы подтвердить конкретными заказами. Надобность китайского рынка широкофюзеляжных самолетов в ближайшие 20 лет оценивается примерно в 1200 машин. Российский рынок меньше в разы – от 50 до 120 дальнемагистральных лайнеров за тот же этап.

Наша задача сейчас – обеспечить конкурентоспособность CR929. За счет меньшего взлетного веса надо получить экономию по топливу, обеспечить предпочтение комфорту салона систем современности. Чтобы эксплуатация на всей длине житейского цикла приносила ощутимую пользу в сравнении с одноклассниками-конкурентами. Сделать это непросто, но тем не менее мы с китайскими партнерами позитивно смотрим в будущее.

– Когда ждете подмахнуть твердые контракты с китайскими авиакомпаниями?

– На следующем этапе работы над программой – этапе технического проектирования.

* * *

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 разрабатывается совместным российско-китайским предприятием CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation). В конструкции планера будет использовано до 50% полимерно-композиционных материалов.

Базовая версия лайнера будет обозначаться как CR 929-600, меньшая версия – CR 929-500, а старшая версия – CR 929-700.

  • CR929-500 > 230 кресел > 14 000 км
  • CR929-600 > 280 кресел > 12 000 км
  • CR929-700 > 320 кресел > 10 000 км

Сборка первого прообраза начнется в 2021 году, первый полет опытного самолета запланировано на 2023 год, а первые поставки в авиакомпании ожидается в 2025 году.