Ту-22М3М — ещё одна «длинная рука» России

Новость опубликована: 11.05.2018
Источники: aviation21.ru

На Казанском авиационном заводе им. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» (КАЗ) стряпают к первому полету первый модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М.

До 2020 года в цехах КАЗ пройдут обновления до 30 самолетов Ту-22М3. На них заменят авионику, продолжат ресурс планера до сорока календарных лет и будет выполнен комплекс трудов по установке оборудования под ракету Х-32 (изд. 9-А-2362) — глубоко модернизированную ракету Х-22 с большей дальностью и новой помехозащищенной ГСН, способной работать в условиях применения противником оружий РЭБ.

Об этом пишет деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС Online».

Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. В ходе развития проекта всеобщего у них осталось тактическое назначение. Характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца подгонялись под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и разгром авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года предписывало спроектировать дальний носитель ракеты образа Х-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300-2500 км/ч, дальность полета на дозвуковых скоростях — 7000 км/ч, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.

Итоги испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М0 показал дозвуковую дальность полета 4140 км, максимальную скорость — 1530 км/ч и длину разгона — 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ.

В декабре 1969 года было принято решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили 9 аэропланов, но в строевые части они так и не поступили — основные характеристики оказались ниже необходимых. Большой серией решили строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2. Головная машина серии взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводка проводились до 1975-го. По сравнению с версией М1, летные характеристики изменились немного. Тем не менее в августе 1976 года самолет приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания серийного производства в 1983 году в Казани выстроили 211 самолетов Ту-22М2.

Чтобы обеспечить заданные еще в 1967 году параметры модернизация машины была продолжена. Она привела к созданию версии бомбовоза Ту-22М3. Его первый полет состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го «тройку» запустили в серийное производство. По летно-техническим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходил Ту-22М2: максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тыс. м, дальность – 6800 км, военная нагрузка — до 24 т, суммарная боевая эффективность в сравнении с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину зачислили на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 таких самолетов. Производство прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), вероятно, под давлением США. По частным данным, сегодня в строю есть 62 ракетоносцы Ту-22М3.

На модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (совместно с Ту-95МС и Ту-160М) нанесли свой первый удар по ИГИЛ (организация запрещена в России). Ту-95МС и Ту-160М работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии. А усиленная эскадрилья Ту-22М3, что работала с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиации Анатолий Жихарев сообщал: «В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за одинешенек вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров».

Чтобы понимать, на что способен этот бомбардировщик, приведем сравнение: одним ударом свободнопадающими бомбами Ту-22М2 перепахивал площадь, равновеликую 35 футбольным полям — это без малого 250 кв. км! Возможности прицельного оборудования позволяли попасть с 10-километровой высоты одиночной бомбой в отдельный дом.

Осенью 2017 года показалась информация, что завершена разработка документации на Ту-22М3М, на Казанском авиазаводе идет подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях ВКС.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М будет безотносительно новым и унифицированным с Ту-160М2. Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс, самолет получит стеклянную кабину с многофункциональными дисплеями. Силовая установка обновленного бомбовоза будет идентичной Ту-160М2 — это новые двигатели НК-32-02 самарского ОАО «Кузнецов». Однако это утверждение вызывает сомнения, поскольку двигатель еще только запускается в производство, и достанет ли мощностей у самарцев на одновременный выпуск двигателей для Ту-160М2, и для Ту-22М3М.

Не нарушит Россия международных договоренностей, установив на Ту-22М3М аппаратуру дозаправки в воздухе? В ответе на запрос «БИЗНЕС Online» на авиазаводе осмотрительно обошли эту тему.

«Договор СНВ-2 сейчас не действует, и мы свободны действовать в отношении Ту-22М3, как сочтем нужным, — считает главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ Виктор Мураховский. — Работающий договор СНВ — 3. По этому поводу там ничего не говорится. В договоре определяется количество носителей и количество ядерных боевых частей. Система зачетов такая: одинешенек дальний бомбардировщик засчитывается как один носитель и одна ядерная боевая часть».

Самолет ждет еще одно интересное нововведение. Оно не настолько прогрессивно, как появление стеклянной кабины или аппаратура для заправки в атмосфере, зато эффектно с точки зрения своего рода идеологии воздушного боя и авиаэстетики. С Ту-22М3М уберут кормовую пушечную установку.

«На сегодня это архаизм, — констатирует Мураховский. — Ныне ближний воздушный бой и перехват истребителями с помощью стрелково-пушечного вооружения — это ретростиль. Поэтому, конечно, надо пушку убирать, но усиливать при этом аэроплан современным комплексом радиоэлектронного подавления. Возможно, это не конкретно комплекс „Витебск“, а нечто адаптированное под Ту-22М3: ведь масса пушки с боекомплектом достаточно вящая, поэтому вместо нее вполне можно сделать достаточно мощную станцию радиоэлектронного и оптико-электронного подавления».

Таким образом, «второе дыхание» бомбовоза Ту-22М3 по своему эффекту может оказаться сильнее возобновления производства «Белого лебедя». Преимущество новой «тройки» хотя бы уже потому, что она есть, а Ту-160М2 еще лишь начинает строиться.

Наши заокеанские друзья будут поражены, когда Ту-22М3 получит аппаратуру, потенциально делает машину еще одной «длинной дланью» России.

На фото: Ту-22М3 / © Дмитрий Пичугин, www.airforce.ru