SSJ75 — новые материалы, композитное крыло, улучшенная аэродинамика

Новость опубликована: 05.06.2018
Источники: aviation21.ru

Всемирный рынок реактивных самолетов размерности 75-76 кресел насчитывает около 3500 ВС. Также существует большое количество турбовинтовых самолетов, близких по размерам к 75-местной машине. Они имеют определенные преимущества по сравнению с реактивными лайнерами с точки зрения расхода топлива, но при этом имеют и ряд недостач — шум, невысокая скорость полета.

Необходима легкая турбореактивная машина с современным двигателем, которая по расходу топлива будет вплотную приближаться к турбовинтовым аэропланам. Такой проект очень серьезно опередит нынешнее поколение реактивных самолетов по экономике эксплуатации.

Поэтому ниша для 75-местной машины кушать, тем более, что с рынка постепенно уходят машины малой вместимости: снят с производства практически все самолеты на 30 мест, как турбовинтовые, так и реактивные. Удалились с рынка машины на 50 мест. Все меньше выпускается 75-местных самолетов. Все больше предложений делать машины на 120-130 мест. Но это уже сегмент магистральных транспортирований, а существует множество трасс, где ставить 130-местный самолет экономически невыгодно — его невозможно будет загружать круглый год. Поэтому перед Штатскими самолетами Сухого стоит основной вызов — создать самолет с отличными характеристиками и сделать его относительно дешевым, доступным для региональных авиакомпаний.

Об этом и о иных аспектах нового самолета в интервью изданию «Эксперт Online» рассказал президент АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Александр Рубцов.

Региональный аэроплан » Сухой Суперджет 75 (SSJ75) вместимостью 75-78 пассажиров будет основной платформой семейства самолетов с перспективой увеличения количества мест до 95. От существующего SSJ100 машина будет выделяться применением других материалов в конструкции планера и другую аэродинамику. Также возможна в перспективе замена силовой установки на вариант глубокой модернизации SaM146 или новоиспеченного отечественного двигателя ПД-7, не исключена возможность и использования зарубежного агрегата, например, Pratt & Whitney.

Самолет планируется поднять в небо в 2023 году.

При разработке концепции SSJ75 Штатские самолеты Сухого (ГСС) исходили из требований стартовых заказчиков самолета авиакомпании S7 и СЛОВОМ «Россия». Ими были выдвинуты требования на региональный самолет с дальностью полета до 4000 км и возможностью совершать взлеты и посадки на аэродромах с куцыми — 1300-1400 метров ВПП с не очень прочным асфальтовым покрытием.

SSJ100 может летать только с бетонных ВПП с показателем прочности покрытия PCN равновеликим 30, новая модель Суперджета должна иметь возможность эксплуатироваться с полосы, где PCN составляет не больше 18.

Такая задача ставится с целью максимально использовать большенное количество местных аэропортов с асфальтовым покрытием, как в России, так и за рубежом, куда подавляющее большинство реактивных самолетов летать не могут.

Еще одна значительная специфическая требование к новой модели SSJ — возможность выполнять посадки с большим запасом топлива. Известно, что стоимость топлива в отдаленных аэропортах, особенно на норде страны, в полтора-два раза выше, чем в европейской части. Авиакомпании не хотят переплачивать за топливо, и самолеты будут заправляться по максимуму, чтобы керосина достало для выполнения обратного рейса.

Для выполнения этого требования будет существенно увеличен посадочный вес самолета, при этом перед ЦСС стоит задача гораздо снизить массу самолета — как пустого снаряженного, так и взлетную.

Версия Суперджета на 75-78 пассажиров рассчитана на взлетную массу не более 39 тонн. Массу порожнего снаряженного самолета необходимо снизить примерно на 15% или на три с половиной тонны по сравнению с SSJ100. Снижение массы заметно повлияет на экономические параметры эксплуатации.

Ожидается, что даже с нынешним двигатель SaM146 на маршруте длиной 800 км экономия топлива составит возле 5%. В тоже время, ГСС рассматривает варианты использования перспективных силовых установок с большей степенью двухконтурности как отечественных, так и зарубежных. По расчетам ГСС, расход топлива при полете на такое же дистанция снизится почти на 10%.

Обычно уменьшенная версия имеющегося самолета выполняется путем выреза по одной секции фюзеляжа впереди и сзади центроплана, но на SSJ75 таким манером невозможно будет добиться реализации поставленных задач. Вес пустого самолета останется слишком большим, поэтому необходимо улучшать аэродинамику за счет покрывала с большим удлинением.

Сейчас удлинение крыла SSJ100 равно 10, для получения высокого аэродинамического качества необходимо крыло с удлинением 11-12. Чтобы добиться таких высоких показателей, требуется переход на новые алюминиево-литиевые сплавы для фюзеляжа и композитные конструкции для крыла, хвостового оперения и отсека вспомогательной силовой установки. В цельном доля композитных материалов должна увеличиться почти в два с половиной раза, с 15 до 40 процентов.

Также для уменьшения массы самолета будет перепроектировано шасси, оно будет сделано утилитарны заново. При разработке проекта SSJ75 в ГСС почти по всем элементам самолета будут искать резервы снижения веса. Из имеющегося оборудования неизменным останутся отдельный системы, в частности электродистанционная система управления.

На первых порах на новом лайнере останется российско-французский двигатель SaM146. В то же время по словам главы PowerJet Марка Сореля, компания рассматривает возможность расширения локализации SaM146, но зато французы желали бы нарастить продажи этих силовых установок в России и оснащать ими самолеты-амфибии Бе-200. В этом случае можно было бы модифицировать двигатель SaM146 и для немало легкой версии SSJ.

В ГСС считают, что локализация необходима и полезна, особенно если она сопровождается снижением стоимости двигателя и повышением его надежности. По мере роста парка ВС возникает нужда расширения мощностей по ремонту силовых установок. Поэтому необходимо наращивать мощности, в первую очередь в России, где летает основная часть Суперджетов. Это позволит сделать ремонт недороже, а сроки его выполнения — короче.

На весь проект SSJ75 планируется потратить 85 миллиардов рублей. Эта сумма включает в себя стоимость десяти аэропланов, которые ГСС должны будут поставить СЛОВОМ «Россия». Часть средств, которые выделило правительство, будут потрачены на аванпроект и на разные изыскания, которые проводятся совместно с ЦАГИ и ВИАМ. В этом году будет изготовлена секция фюзеляжа для исследования поведения новых материалов. Будет отработана технология изготовления отдельных элементов конструкции линией сварки и клепки. Планируется начать изготовление секции крыла для отработки вопросов, связанных с применением композиционных материалов.

С группой S7 в ЦСС подписано рамочное договоренность на 100 самолетов. Проект предусматривает, что из них 50 — твердый заказ, 25 — опциональный и еще 25 — это право на приобретение.

ГСС работает с заказчиками как в России, так и за рубежом, но для активизации труды, необходимо пройти стадию аванпроекта. Только после этого, когда будет уверенность в возможности применить новые технологии и материалы, будет создан консультативный рекомендация с участием авиакомпаний для продвижения SSJ75. Но сейчас ГСС концентрируется на выполнении своих обязательств перед стартовыми заказчиками, потому что применение новых материалов — это натуральный вызов для компании.