SSJ100 и его конкуренты

Новость опубликована: 28.06.2018
Источники: aviation21.ru

Первые Суперджеты начали поступать на базар в 2011 году. Сейчас самолеты эксплуатируются как российскими авиакомпаниями, так и зарубежными, а также госструктурами и корпоративными заказчиками в России, Казахстане, Таиланде. Основными конкурентами российских региональных аэроплан SSJ100 в сегменте от 61 до 120 кресел на мировом рынке являются самолеты компаний Embraer и Bombardier.

В 2017 году китайские авиакомпании начали получать самолеты семейства ARJ, производства COMAC, также на базар начали поступать канадские самолеты Bombardier CS100.

Самолеты ARJ-21 ориентированы в основном на внутреннего потребителя в Китае, и их доля на рынке будет зависеть от надобностей китайских перевозчиков. Первый полет ARJ-21 состоялся 18 июня 2014 года. Китайский сертификат типа выдан 30 декабря 2014 года. В 2015-2016 гг. 2 самолеты бывальщины поставлены авиакомпании Chengdu Airlines, в 2017-м перевозчик получил еще 2 самолета.

Японская Mitsubishi разрабатывает региональный самолет MRJ, которые предназначены в основном для торговли на рынках Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Самолет будет представлен в двух модификациях: MRJ70 на 76 кресел и MRJ90 на 88 кресел. Первоначальный полет MRJ90 совершил в ноябре 2015 года. Однако выход самолета на рынок в очередной раз откладывается на 2 года, первые поставки планируются в 2020 году — это уже пятый перенос сроков, а всеобщей отставание от первоначальных планов составляет 7 лет.

Компания Bombardier с новым самолетом CS100 планирует предложить его для продажи по всему миру, на эту модель возлагаются вящие надежды, поскольку доля самолетов CRJ 700/900/1000 в последние годы на международном рынке снижалась. Самолеты серии CRJ в основном используются в качестве региональных сквозь коммерческих ограниченных возможностей по дальности полета, а также имеют относительно высокую себестоимость и цену поставки за счет производства в Канаде.

Самолеты новоиспеченного семейства CS начали поступать заказчикам в 2016 году, авиакомпании получили 5 ВС CS100 и два самолета CS300. В 2017 году увеличение объема поставок доводилось на версию CS300 — 14 самолетов, в то время как объем поставок CS100 составил всего три самолета. По аэродинамической схеме, сечения фюзеляжа и компоновке салона CS100/300 вылиты на SSJ100, но они больше по пассажировместимости (до 160 кресел) и имеют большую дальность полета — до 6 тысяч км.

В целом объем поставок самолетов CRJ (CRJ700/900/1000) существенно снизился, что повергло к 2017 году к снижению на 9% доли рынка компании Bombardier в сегменте самолетов на 61-120 кресел.

На данный момент основным конкурентом для аэропланов SSJ100 является семейство самолетов бразильского авиастроительного конгломерата — Embraer. Хорошие коммерческие возможности и широкое предложение по модификациям внутри семейства, выводят эти ВС на первое пункт по поставкам в своем сегменте рынка.

В ближайшие годы ожидается выход ремоторизированных самолетов Embraer E-jet серии Е2. Обновленное крыло большенного удлинения с улучшенной аэродинамикой, измененной конструкцией фюзеляжа и вертикального оперения, новой авионикой и новыми двигателями Pratt & Whitney PurePower PW1700 и PW1900 с рослой степенью двухконтурности позволят Embraer E-jet E2 улучшить экономическую эффективность эксплуатации, что усилит конкуренцию в продвижении самолетов SSJ100. Начало эксплуатации аэропланов E-jet E2 в авиакомпаниях запланировано на 2018 год.

Тем не менее, с учетом совокупности характеристик самолета Sukhoi Superjet 100, заложенных в проект еще на этапе разработки, авиакомпании, какие эксплуатируют российский самолет, получают ряд дополнительных возможностей в сравнении с основными конкурентами по уровню экономической эффективности, коммерческим возможностям, экологическим характеристикам и нынешнему уровню основных систем. Увеличение операционной рентабельности как на региональных направлениях, так и на магистральных маршрутах, позволяет им эффективно формировать структуру парка и сокращать затраты на его техническое обслуживание в соответствии с целями и планами компании, оптимизировать расписание и маршрутную сеть в соответствии с изменением плотности пассажиропотоков и сезонным изменением спроса. В качестве образца можно привести авиакомпанию «Азимут», которая имеет в составе флота восемь самолетов SSJ100 и активно развивает маршрутную сеть между городами Полуденного Федерального округа и другими регионами в основном минуя московский авиахаб.

ЦСС планомерно работает над повышением экономической эффективности Суперджета. С момента утверждения работающей Стратегии 2014 года продуктовый портфель ОАК претерпел изменения в части развития семейства самолетов SSJ100 и предусматривает развитие и совершенствование базовой версии самолета в курсе разработки версии увеличенной вместимости до 110 кресел, расширение условий эксплуатации при высоких температурах +50 градусов С, расширение условий эксплуатации по вышине аэродрома базирования до 4000 метров, внедрения законцовок крыла Saberlets для уменьшения себестоимости эксплуатации, разработка грузовой версии самолета, увеличение дальности полета для бизнес-версии SBJ немало 7000 км за счет установки дополнительных топливных баков. Также планируется разработка модификации SSJ100 с замещением части американских комплектующих для государственных заказчиков и экспортных базаров с ограничениями со стороны США.

АО ГСС намерено оптимизировать программы Тоир, снизить стоимость послепродажного обслуживания и в результате обеспечить целевой уровень надежности вылета в 99%.

Разработка новоиспеченной модификации самолета на 76-88 кресел со значительным улучшением экономических характеристик предусматривает использование нового крыла большого удлинения и двигатель SaM146.

Справочно:

Структура поставок за 2015-2017 годы в сегменте коммерческих реактивных аэропланов размерностью 61-120 мест (Источник: официальные отчеты компаний).

Если же сравнивать поставки SSJ100 только с наиболее близкими по пассажировместимости моделями аэропланов CRJ900 – 88 кресел, CRJ1000 – 100 кресел, CS100 – 110 кресел, E190 – 98 кресел, E195 – 108 кресел, Lineage 1000E – VIP версия E190, ARJ – 105 пассажиров), то часть SSJ100 в 2017 году составит 36%.

Структура поставок за 2015-2017 годы в сегменте коммерческих реактивных самолетов размерностью 88-120 пунктов (Источник: официальные отчеты компаний).

В 2017 году на заводе в Комсомольске-на-Амуре было произведено 34 «зеленых» самолета SSJ100:

Подготовлено по материалам годичного отчета АО «ГСС» за 2017 год.