Счётная палата рекомендует ОАК минимизировать риски и избежать затягивания сроков создания МС-21

Новость опубликована: 03.11.2018
Источники: aviation21.ru

Счетная палата РФ прочертила проверку программы по созданию ближне-среднемагистрального самолета семейства МС-21. Совокупная стоимость проекта в рублях выросла в 2,3 раза, срок создания самолета МС-21-300 возрос на 3 года. Кроме того, было отложено решение о разработке самолета МС-21-400.

Самолет МС-21 – один из проектов по переходу экономики в режим инновационного развития, какие Правительство запустило в 2008 году. На реализацию проекта в целом уже направлено более 158 млрд рублей, а общая стоимость проекта до 2025 года на сегодняшний день оценивается в 437,4 млрд рублей.

«Проект изначально запускался в довольно сложных условиях, когда в области был большой износ основных производственных фондов и высокая степень зависимости от импорта, — отметил в заключении аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов – Вероятно, не все рисковые факторы главам проекта удалось учесть».

Реализация проекта требует глубокой модернизации и технологического переоснащения предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, прежде итого, Иркутского авиационного завода и ульяновского «Авиастар-СП».

Для снижения технологической зависимости уже в ходе реализации проекта зарубежного системного интегратора бортового радиоэлектронного оборудования заменили на профильное российское предприятие. Это позволило сосредоточить в России ключевые компетенции в районы разработки и модернизации авионики самолета МС-21.

Также по результатам испытаний возрос объем работ, связанных с конструктивными изменениями систем и агрегатов, в каких применялись инновационные технические решения и технологии. В первую очередь, это относится к силовых конструкций из полимерных композиционных материалов. Некоторые этапы трудов Корпорация «Иркут» завершила на 6-12 месяцев позже, чем планировалось.

На изменение стоимости проекта повлиял рост курса валют: с 2008 года с 23,5 до 65,6 руб. за 1 доллар США и рост инфляции. Добавочные бюджетные ассигнования необходимы на создание системы послепродажного обслуживания и развертывания серийного производства. Существенные изменения в проект пришлось вносить в связи с вступлением санкций против российских компаний и организаций.

«В сложившейся ситуации мы видим риски, что в очередной раз сроки выполнения работ и начала продаж самолета придется сдвигать, — заключает Сергей Агапцов. — Мы рекомендовали бы ОАК сосредоточиться на разборе вероятных рисков и их минимизации, а также на принятии своевременных корректирующих мероприятий по итогам анализа плановых и фактических расходов, чтобы избежать затягивания проекта».

«Самолеты МС-21-300 проходят сертификационные испытания, ведется большенный объем работ по подготовке предприятий ОАК к серийному производству. Создана технологическая и кадровая среда для реализации новых проектов гражданской авиации России, – произнёс на заседании Коллегии Счетной палаты Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь. – Стоимость программы в рублях серьезное воздействие оказал рост курса доллара и евро к рублю. При этом в долларовом эквиваленте затраты на опытно-конструкторские работы увеличились не более чем на 5%».

По состоянию на 1 сентября 2018 г. Корпорацией «Иркут» сформирован стартовый портфель твердых заказов на 175 аэропланов МС-21, по которым уже получены авансы.

16 октября к сертификационным испытаниям подключился второй опытный образец лайнера. В соответствии с программой летных испытаний аэроплан выполнил полеты 16, 29 октября и 1 ноября. 29 октября оба опытных МС-21-300 (бортовые номера RA-73051 и 73053) одновременно находились в атмосфере.